1. Первые шляпы с полями появились в Древней Греции
Шляпы, которые носили в Древней Греции, назывались петасос. У них были широкие поля, а также невысокая тулья. Петасос чаще всего шили из войлока, а на голове закрепляли с помощью ремешка, проходящего под подбородком.
В такой шляпе изображали Гермеса — древнегреческого бога хитрости, молодости и красноречия. В музее Пия-Климента в Ватикане можно увидеть римскую копию греческой статуи этого бога в петатос и с керикионом — жезлом в виде двух переплетенных и обращенных друг на друга змей.
2. Панамки появились вовсе не в Панаме
Ученые считают, что панамы стали известны европейцам в XVI веке, когда испанские завоеватели обратили внимание на головные уборы коренных жителей Эквадора. Они носили шляпы из пальмы токилья. В XVII веке бизнесмен по имени Мануэль Альфаро рассмотрел в них торговый потенциал, что привело к постройке фабрики по производству этого вида шляп. Их изготавливали из тростника, что делало головные уборы легкими и продуваемыми.
Как только бизнес пошел в гору и спрос возрос, Мануэль Альфаро переехал в Панаму и наладил сбыт своих шляп в этом государстве. Оно было точкой международной торговли, поэтому панамы быстро стали экспортным продуктом, приобретя свое известное по всему миру название.
Долгое время панамы были исключительно мужским аксессуаром. Женщины начали носить этот головной убор около полувека назад.
3. Выражение «безумный шляпник» появилось благодаря ртути
Производители шляп в прошлом постоянно экспериментировали, чтобы повысить качество своей продукции. В XIX веке на пике популярности в Европе были головные уборы из войлока — для их производства использовали шерсть бобра, кролика или зайца, а также раствор нитрата ртути, который помогал ей хорошо сваливаться и твердеть. Шляпе придавали форму с помощью пропаривания, а также отглаживали утюгом.
Часто шляпники работали в небольших, плохо вентилируемых помещениях. Они вдыхали соединения ртути, которые рано или поздно приводили к серьезному отравлению. Для него характерен эретизм — повышенная нервно-психическая возбудимость и раздражительность. Люди теряли координацию, их конечности дрожали, появлялось чрезмерное слюноотделение, а речь становилась невнятной. Также повышался риск возникновения депрессии, потери памяти, перепадов настроения и нарушений мышления.
Для описания такого состояния и применялось выражение «безумный шляпник», которое, к слову, использовал Льюис Кэролл в книге «Алиса в стране чудес», а не был его автором, вопреки распространенному мнению.
4. Традиция прикасаться к шляпе при встрече — дань Средневековью
Во времена Средневековья рыцари поднимали забрало при встрече друг с другом в знак того, что у них нет злого умысла и они не собираются нападать. А при посещении зданий и таверен они обязаны были снимать свои шлемы.
Эта традиция сохранилась в веках, но в измененном виде. Так в американских актах законодательства 1869 года говорится:
5. Старейшему в мире магазину шляп 347 лет
Магазин Lock & Co. Hatters был открыт в Лондоне в 1676 году, ему 347 лет. Эта компания изобрела знаменитую шляпу-котелок, а среди ее известных клиентов были писатель Терри Пратчетт, футболист Дэвид Бекхэм и актер Джереми Айронс. Lock & Co. Hatters является держателем королевского ордера, создает шляпы для короля Карла III и работает до сих пор.
6. У Елизаветы II было более 5000 шляп
По словам биографа королевской семьи Роберта Лейси, Елизавета II воспринимала шляпу как условную замену короне и атрибут, который помогал выделяться в толпе. В гардеробе королевы было более 5000 шляп разных стилей от классических до необычных. Она оговаривала с дизайнерами каждый фасон, а также придерживалась правила: шляпа не должна закрывать лицо и мешать садиться в автомобиль.
7. Шляпы могли отражать политический выбор
С 1719 по 1772 год в Швеции появилась консервативная партия под названием Hattarna, что означает шляпы. Она боролась за власть с партией Mösspartiet, то есть колпаками, которые были либералами. Чтобы продемонстрировать свою политическую позиции, достаточно было выбрать соответствующий головной убор и появиться в нем на публике.