Последнее качество характеризует художницу с начала ее карьеры: в молодости ее долго не принимали друзья и коллеги Джона Леннона, однако ей удалось выстроить хорошие отношения с мужем. Перформансы Йоко зачастую оставались непонятыми обществом, однако в них Оно говорила о важных проблемах своего поколения, благодаря чему сейчас она считается одним из культовых мастеров современности. В честь дня рождения художницы вспоминаем о ее лучших работах.
Lighting Piece (1955)
В молодости Йоко была чувствительна к звукам и яркому свету. В поисках спасения от своей проблемы она обнаружила, что ей помогает отвлечься наблюдение за горящим пламенем. Так, художница могла долго поджигать спичку за спичкой, оставаясь в темной комнате — ее сестра Сетсуко вспоминала, что женщина могла повторять ритуал часами.
Позже давняя привычка Оно-старшей превратилась в первый задокументированный перформанс. 2 октября 1955 года художница, будучи студенткой колледжа Сары Лоуренс, раздала посетителям партитуру, и в ней была написана одна строчка: «Зажги спичку и наблюдай за ней, пока она не погаснет». Этим высказыванием Йоко обращалась к метафоре, возникшей благодаря дзен-буддистам: «Услышь звук, с которым вращается Земля».
Таким образом перформанистка хотела привлечь внимание людей к личному спокойствию, единению с миром, способности созерцать. Позже Йоко Оно обратилась к проекту, создавая фильм «Спичка», а само действо в дальнейшем повлияло на арт-группу Fluxus.
Cut Piece (1964)
Люди, увлекающиеся современным искусством, помнят один из самых шокирующих перформансов Марины Абрамович «Ритм 0», в котором художница предлагала зрителям сделать с ней все что угодно: эксперимент был прекращен, когда на женщину наставили пистолет. Ровно за 10 лет до действа нечто подобное совершала и Йоко Оно.
В работе «Отрежь кусок», или Cut Piece, художница, находившаяся в концертном зале Yamaichi в Киото, неподвижно сидела на сцене. Аудитории предлагалось подойти к женщине по одному, срезать небольшой лоскут с черного костюма Йоко и забрать его с собой. Так и вышло: зрители постепенно обнажали художницу.
Перформанс позволил Йоко исследовать природу отношений между художником, его работой и зрителем, а также выразить свою позицию по поводу гендерной повестки, не говоря при этом ни слова. Эксперимент Оно показал: наблюдение за объектом искусства без ответственности за свои действия может нанести вред объекту восприятия или даже уничтожить его.
Bed-In For Peace (1969)
Make Love, Not War — вот, что хотели сказать Джон Леннон и Йоко Оно, устроив забастовку в кровати. Пара спешно поженилась в 1969-м, в разгар войны во Вьетнаме — целая страна разделилась в то время на милитаристов, готовых бороться против коммунизма, и пацифистов, желавших прекратить кровопролитие.
В этом же году, во время медового месяца, молодожены пригласили журналистов в отель Hilton в Амстердаме, а сами устроились поудобней в постели и украсили пространство вокруг цветами и плакатами, призывающими оставаться в постели.
Йоко и Леннон провели в кровати целую неделю, призывая наблюдателей любить друг друга. СМИ предполагали, что супруги завершат перформанс, занявшись сексом на публике, но на деле они все продолжали отдыхать в номере. Так влюбленные протестовали против войны.
Wish Tree (1981 – наше время)
Стремление прививать людям пацифизм осталось в Йоко до сих пор, и лучше всего о нем говорит скульптурный проект художницы «Дерево желаний». Изначально он появился в память о Джоне Ленноне, однако со временем обрастал новыми смыслами.
Суть Дерева проста: каждый человек может оставить на нем записку с сокровенным желанием — при создании арт-объекта Оно вдохновлялась детским опытом. Посещая местные храмы в Японии, художница видела растения, увешанные узлами, — люди завязывали их, желая исполнить мечту. Издалека, говорит Йоко, деревья выглядели так, словно на них распустились сотни белых цветов. Позже перформанистка переработала старые мотивы на новый лад.
Арт-объект существует и сегодня. В 2019-м инсталляция появилась в Московском музее современного искусства. Как отмечает издание Buro 24/7, посетители загадывали разные желания: от «Хочу, чтобы муж отдал долю детям» до «Желаю, чтобы люди оставались людьми».
Imagine Peace Tower (2007)
«Башня мира» стала своеобразным продолжением Wish Tree — с ее помощью Йоко говорит о том, как важно оставаться благодарными и благосклонными к другим, ведь только так человечество сможет жить в мире и спокойствии.
«Башня» появляется благодаря сиянию прожекторов, а располагаются они в Рейкьявике. Работает конструкция не круглый год, а с 9 октября (дня рождения Джона Леннона) до 8 декабря (даты гибели исполнителя). Иногда ее включают во время зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия.
Свет горит не просто так: после того, как на одном из Деревьев желаний собирается достаточно листков с мечтами и надеждами людей, Йоко собирает их и торжественно закапывает рядом с Башней.
Я надеюсь, что Imagine Peace Tower прольет свет на пожелания человечества со всех концов Земли и даст ободрение, вдохновение, чувство солидарности в мире, наполненном страхами и замешательством. Давайте же все объединимся, чтобы прийти к доброте.
— говорит о скульптуре сама художница.