Присутствие художника: как Марина Абрамович стала главной звездой современного искусства

Современное искусство сложно трактовать неподготовленному зрителю: картины словно выполнены неряшливым ребенком, инсталляции похожи на металлические рамки, согнутые в случайном направлении, а некоторых активисток с перформансами называют сумасшедшими выскочками. Работы Марины Абрамович тоже достаточно скандальны, но на данный момент ее считают «бабушкой искусства перформанса», открывшей новое понимание представления художника. Сегодня мы решили рассказать о самых знаменитых постановках, а также нескольких принципах жизни, которых она придерживается.

Процесс — важнее результата

Марина Абрамович — дочь двух югославских партизан, признанных национальными героями. Она провела свое детство, читая французских поэтов и посещая сербскую православную церковь. Девушка была одержима ритуалами, плавлением воска и тела как пространства для исследований. В ее ранних работах наглядно можно увидеть укоренившиеся воспоминания об этой жизни.

Когда Марине исполнилось 14, она попросила в подарок краски. Один из знакомых отца решил подшутить над ней: положил холст на пол, вылил на него несколько красок и взорвал. Абрамович говорит, что именно в этот момент она поняла, что в искусстве процесс создания объекта гораздо важнее, чем результат.

Мой главный принцип — оставаться верной себе. Не слушайте никого и ничего. Следуйте своей интуиции, следуйте своему сердцу и делайте то, что хотите. Не потому, что вам сказали сделать это, или потому, что общество хочет, чтобы вы это делали. Вы должны найти себя. Только когда вы найдете себя, вы можете быть по-настоящему счастливы. Поэтому воспринимайте каждый день, как будто это последний день в вашей жизни, потому что мы можем жить только сейчас.

Собирая небольшую публику, она устраивала свои первые представления, в основном с актами самоистязания. Найти зрителей было несложно — девушка поступила на обучение в Академию искусств в Белграде, а затем переехала в Хорватию для получения степени. Уже в молодом возрасте работы Абрамович вызывали общественный шок и множество споров, но девушка быстро стала любимицей среди многих селебрити, художественных критиков и искусствоведов, поражая своим трудолюбием и желанием экспериментировать.

Ее подвиги телесной выносливости, открытых травм и создание сообщества посредством искусства — основные отличительные черты ее труда. По словам самой Абрамович, ее поражает, как перфоманс захватывает аудиторию и в конечном итоге становится методом освобождения себя.

Свобода может привести к разрушению

В 1974 состоялся самый знаменитый перформанс художницы, получивший название «Ритм 0». Он являлся продолжением предыдущих представлений, в которых Марина испытывала свое тело на прочность, узнавая больше об объеме своих легких и силе кислорода. Для «Ритм 0» Абрамович подготовила 72 объекта, которыми мог воспользоваться любой посетитель выставки. Среди них были: оливковое масло, перо, кнут, ножницы, скальпель, роза и заряженный пистолет.

«Ритм 0» подвергли серьезной критике, многие говорили, что это не искусство и меня следует поместить в психиатрическую больницу… Люди были настолько агрессивны по отношению к этой форме искусства в целом. Я хотела дать аудитории возможность насладиться болью, нежностью и близостью смерти; они могли убить меня одной пулей. Я хотела посмотреть, что сделает общественность, если я ничего не сделаю в ответ.

Перформанс должен был продемонстрировать, насколько агрессивным может стать человек, если не беспокоится о социальных последствиях. Уже через несколько часов женщина осталась абсолютно голой, на ее шее были порезы, а один из зрителей уже направил на нее пистолет, но его остановили другие посетители.

Мне действительно повезло, что меня не убили, потому что кто-то взял пистолет и собирался его использовать, но другие зрители вмешались, и началась большая битва. Таким образом, эта часть перформанса была настоящим примером того, что произойдет, если вы отдадите власть на всеобщее обозрение.

Самое сложное — найти доверие

В 1980 году состоялся перформанс «Энергия покоя», который современная Абрамович позднее назвала одним из самых сложных своих произведений. В нём принял участие её возлюбленный и коллега художник Улай. Стоя друг напротив друга, художники как бы падали назад, держась лишь за огромный лук, который находился между ними. При этом Абрамович держала сам лук, а Улай тетиву и стрелу, направленную ей прямо в сердце. У обоих к груди были прикреплены микрофоны, и звук их учащающегося сердцебиения транслировался на все помещение галереи.

«Энергия покоя» — не единственная работа, созданная вместе с Улаем. За несколько лет своего союза они представили публике множество работ, например показывая, как один человек может поглотить жизнь другого в перформансе «Дыхание».

Чувства можно приготовить как блюдо

В 1996 году Марина вместе с художником Яковом Самюэлем создавала поваренную книгу «афродизиаков». Эти рецепты должны были стать инструкциями, вызывающими действия или мысли. В одном рецепте для этого требуется 13 000 грамм ревности, в другом — смешать свежее грудное молоко со спермой. Работа была вдохновлена распространенным убеждением, что призраки питаются неосязаемыми вещами: светом, звуком и эмоциями. Спустя некоторое время Абрамович опубликовала книгу, которая содержит ироничные и мистические инструкции для тех, кому нужна помощь в отношениях.

Расставание преодолеть сложно

В 1998 году отношения Марины с Улаем исчерпали себя. Чтобы достойно расстаться, они решили совершить духовное путешествие. Они оба шли пешком по Великой Китайской стене с разных концов и должны были встретиться посередине, чтобы попрощаться.

Представляете, я проехала 12 500 километров, чтобы просто попрощаться. В то время казалось, что мир кружится и я вместе с ним. Вся эта боль — она ​​полностью поглотила меня. Когда мы разговаривали об этом с Уильямом Дефон, он спросил, разве не лучше просто позвонить, а не идти 12500 километров? Боже мой. Телефонный звонок — я никогда не позвоню! Я должна сделать что-то драматическое…

По словам Марины, во время этой прогулки она переосмыслила свою связь с физическим миром.

Это так важно — особенно в качестве совета для женщин — не бояться любить и любить полностью. Да, вам придется чертовски страдать, но никогда не делайте ничего наполовину. Любовь, ненависть и страсть — это часть жизни.

Не стоит бояться самого себя

В 2010 году в галере MOMA Абрамович представила новый перформанс, в котором она разделяла молчание с каждым незнакомцем, садившимся напротив нее. Среди одного из участников перформанса был Улай — и художница не смогла сдержать своих чувств, передавая одним только взглядом свое уважение к совместным воспоминаниям. В этом году стало известно, что пара напишет книгу о том, как именно протекали их отношения.

Мы смотрим на наши телефоны, потому что слишком боимся одиночества. Мы не хотим смотреть внутрь себя. Вот почему ряд моих работ связан с сообществами людей. Двадцать лет назад люди сами делали эти ритуалы , а теперь вы должны научить их, как найти комфорт и согласие с собой.

В тишине таятся наши скрытые стороны

В перформансе «512 часов», проведенном в галерее Serpentine, Марина раздала всем зрителям наушники. 12-летним детям показалось, что они сломаны — но в них и должна была звучать тишина. Подростки были потрясены: им всего по 12 лет, но они еще никогда не встречались с тишиной. Они все время слушали музыку, смотрели телевизор или общались друг с другом.

В технологиях нет ничего плохого, плохи наши отношения с технологиями.

Стоит быть любопытной каждый день

Чувство свободы так важно, как и невероятное любопытство. Мне сейчас 71, это безумие. И все же мне так любопытно, как ребенку. Я просыпаюсь утром, и все кажется мне новым.

Несмотря на свой возраст, Марина продолжает создавать новые перформансы. Сейчас она занимается постановкой оперы, а также подготовкой к перформансу, который состоится только через 2 года. Она пропустит через свое тело разряд в миллион вольт и попытается погасить свечу с дистанции в один метр, указав на нее пальцем. Кроме того, в центре зала художница соорудит композицию из стеклянных слез и повторяющего ее тело манекена, из которого будет сочиться кровь.

Что удивительно: при том, что большинство ее работ посвящены самоистязанию, в обычной жизни художница ведет совершенно спокойный образ жизни, достойный инстаграма любого инфлюэнсера. Она встает в 6:30, принимает душ и улыбается новому дню. Утром она занимается йогой, а поработав над растяжкой, делает силовые упражнения. Она не употребляет алкоголь и наркотики и даже называет свою жизнь «скучной и небогемной».

Завтра еще не произошло, и прошлое уже случилось. Единственная реальность сейчас, так что живи каждый день как последний, потому что жизнь настолько драгоценна и волшебна.

Марина не остается в стороне от различных массовых явлений в поп-культуре, помогая создавать новые представления для певицы Леди Гаги и даже высказываясь в защиту Pussy Riot в отдельных видеоманифестах. Она активно принимает участие во множестве конференций о современном искусстве и проводит обучающие лекции для новых студентов, которые хотят стать настоящими художниками.

Другие статьи по темам: