После десятка лет в школе и нескольких годах в высшем учебном заведении даже самый любознательный человек может признаться, что был вынужден учить что-то скучное и лично ему не интересное. Но даже когда пора контрольных и экзаменов позади, наше постоянное обучение не завершается. Очень часто нам надо выучить что-то необходимое для работы или личных нужд, но при этом скучное. И тут уже не помогут шпаргалки или списывание у соседа, ведь нам действительно надо знать эту скучную вещь, а не создать у экзаменатора видимость, что мы ее знаем.
Наш мозг — хитрая бестия, поэтому он всеми силами сопротивляется тому, чтобы его кто-то заставил запоминать то, что кажется скучным. Обманывать его в данном случае бесполезно, так что придется идти на компромиссы и ухищрения с другой стороны. Иными словами, нужно самодисциплинироваться и приложить все усилия, чтобы скучные прежде вещи стали казаться интересными нашему мозгу и подсознанию.
Почему нам скучно?
Даже самые творческие люди сталкиваются с необходимостью выучивать что-то скучное, потому что так устроена жизнь. Причины появления скуки могут быть различными.
Многое зависит от подачи материала. Зачастую что-то кажется нам скучным только потому, что мы не приемлем форму, в которой нам подается что-то новое. Многое зависит от предпочтений в способе восприятия информации: кто-то любит слушать, кто-то читать, кто-то — делать конспекты и запоминает только в том случае, если напишет новое собственной рукой. Вспомните школьные и учебные годы и подумайте, какой тип восприятия информации вам ближе. Постарайтесь сконцентрироваться на нем. Возможно, если вы перестанете читать скучные лекции и посмотрите ролики на ютубе по той же теме, то дело пойдет гораздо легче.
Иногда впечатление от новой информации портится из-за мелких деталей и стиля подачи. Унылый зануда без эмоций бубнит лекции на одной ноте или кто-то написал простыню текста без разбивок на абзацы и темы — тут много кто может заскучать. Попробуйте поискать альтернативные варианты.
Кроме того, не забывайте, что чем более мы усталые, тем более скучной нам кажется новая информация. Так что избавляйтесь от усталости и учите самое сложное и скучное на пике своей деятельности. Не исключено, что тогда оно вам покажется интересным и легким.
Сила контекста
Зазубривание — враг запоминания. Хотя стихи, конечно, можно и зазубрить механически, не задумываясь о словах, за счет их ритма. Но со знаниями, которые необходимы вам для жизни, работы и развития, такой номер не пройдет. Никакого толка в том, что вы сможете повторять их, как попугай, не будет.
Контекст поможет избавиться от скуки и глубже вникнуть в изучаемое. Так что смело в него погружайтесь, тем более, что интернет сделал эту возможность легко доступной. Не думайте снисходительно о Википедии — в ней часто содержатся лишь самые зачатки знаний по теме, однако обилие гиперссылок даст вам возможность понять, что именно нужно искать для контекста. Посмотрите видеоролики, послушайте подкасты, почитайте связанные с вашей темы. Выделите из этого изобилия те аспекты, которые лично вам кажутся наиболее интересными, и сконцентрируйтесь на них. Например, вам нужно выучить целый массив исторических дат и фактов. Найдите, как они повлияли на сегодняшний мир, как внесли изменения в вещи, которые вам нравятся. Такие интеллектуальные «зацепы» и связи помогут устранить скуку и лучше запомнить новое.
Нет ничего мощнее практики
Вся скукота, которая вам действительно необходима, выучивается для практических целей. Необязательно ждать, когда практические цели сами придут к вам и спросят эти знания, начните практиковаться заранее. Если вы учите иностранный язык — смело врывайтесь в общение с иностранцами и на иностранные формы. Если вы учите формулы, то решайте задачи и придумывайте их сами. Сделайте их веселыми, чтобы лучше запоминалось. Для новых фактов придумайте интересные истории, пройдите викторины или мини-игры. Составьте тест на знание, который вы предложили бы человеку, который проходит аналогичный курс. Пусть он никогда вам не пригодится, зато в процессе создания вы четко выявите наиболее важные моменты в новой информации.
Некоторая практика может отнять много времени. К примеру, изучение языка программирования заставит вас писать целые страницы кодов. Поверьте, что это время будет потрачено не зря, ведь именно практические вещи мы запоминаем прочнее всего. Постарайтесь связать практику с вашими интересами или хобби. Это может принести неожиданные и приятные результаты. А еще это развивает остроту ума, чувство юмора и вашу интеллектуальную гибкость.
Яркие краски творчества
Творческий подход позволяет усвоить даже очень скучные вещи. Попробуйте поработать с иллюстрациями (своего изготовления, само собой), ментальными картами и другими визуальными образами. Напишите фанфик или рассказ, связанный с изучаемой информацией. Представьте, как вы бы рассказали эту информацию маленьким детям в виде сказки или диалога в кукольном театре. Или, может быть, вы хотели бы сделать игру по мотивам новых знаний? Что бы это была за игра, как бы она строилась? Продумайте всё до мелочей.
Может быть, результат такой деятельности будет весьма неуклюжим и даже смешным, но это неважно. Когда вы создаете яркий образ, то запоминаете его и прочно привязываете к собственным эмоциям и воспоминаниям. Такое уже не забудешь.
А ещё дело в настрое) Нужно чётко понимать, зачем всё это. Не для галочки (зачет, оценка, не быть хуже других), а принимать это как ещё одну возможность быть развитой всесторонне. Когда владеешь информацией, ты владеешь миром. Может кто-то пробовал такую технику запоминания, когда ты откладываешь материал на часа 2 и потом возвращаешься к нему, не помню как это называется, но вроде хорошо работает…
Звучит как хороший совет. Вообще, специалисты по изучению памяти разработали такую схему повторения, чтобы запомнить что-то «железно»: 1 повтор — через 10 мин. после завершения изучения материала.2 повтор — через сутки.3 повтор — через неделю.4 повтор — через месяц.5 повтор — через полгода.Повтор в данном случае — не перечитывание всего материала целиком, а работа с собственным конспектом, интеллект-картой или кратким содержанием.