1. Совесть появляется в возрасте около 3 лет
Ученые из США, изучавшие нравственность у детей младшего возраста в 1991 году, пришли к выводу, что совесть появляется примерно в 3 года. В это время у ребенка формируется представление о собственном «я», добре и зле, а также чувствах, которые он ощущает после совершения правильных и неправильных поступков.
Американский детский психолог Мартин Хоффман предполагает, что мораль и совесть развиваются тогда, когда ребенок усваивает правила, установленные родителями. Они становятся для него личными и могут служить «строительными блоками» будущего ощущения совести, начиная с первого года жизни.
Согласно теории психолога Зигмунда Фрейда, совесть является частью супер-эго человека, которое развивается в возрасте от 3 до 5 лет. Оно содержит всю информацию, которую он получил от родителей и общества о том, как необходимо себя вести. Совесть является частью супер-эго и способом правильно ориентироваться в том, какие поступки приветствуются в обществе, а какие им не поддерживаются.
2. Чем лучше отношения с родителями, тем более совестлив человек
Совесть человека во многом зависит от примера и информации, полученной в детстве от родителей. Но ученые отмечают, что важно и то, насколько человек был с ними близок.
Исследование, проведенное в США в 2002 году, показало, что чем сильнее была связь и доверие между родителями и ребенком, тем более совестливым он оказывался.
Также ученые отметили, что особенно влияет на формирование этого чувства взаимная отзывчивость между детьми и родителями, чуткость взрослых, а также большое количество совместно пережитых положительных эмоций.
Дети, выросшие в такой среде, лучше перенимали родительские ценности и правила поведения, в отличие от тех, кто рос в семьях, где взрослые были невнимательны или эмоционально недоступны. При этом сильная связь с родителями необходима детям для развития совести как в раннем, так и в школьном возрасте.
3. Совесть зависит от моральной идентичности
Моральная идентичность — это умение человека расставлять приоритеты в соответствии с принципами и обязательствами, которые он считает положительными.
Когда этот навык развит достаточно, человек, идя к своей цели, обращает внимание на моральную сторону своих поступков. Вряд ли он будет «идти по головам» только для того, чтобы достигнуть желаемого, так как это не соответствует его внутренним ценностям и принципам.
Если моральная идентичность недостаточно развита, люди идут к цели, не оглядываясь на нравственную составляющую своих действий. При этом они могут осознавать, что с точки зрения морали поступают неправильно, но не придавать этому значения.
Согласно американскому исследованию, проведенному в 2010 году, чем сильнее моральная идентичность человека, тем более он склонен к просоциальному поведению — то есть он бескорыстно стремится помогать нуждающимся, делиться, утешать. Ученые называют такое поведение одним из показателей совести.
4. Совесть можно развивать, если улучшать эмоциональные навыки
Согласно статье, опубликованной в американском Справочнике по нравственному развитию в 2014 году, развитие совести — это внутренняя работа, начинать которую необходимо с улучшения эмоциональных навыков.
К такому выводу ученые пришли на основе обзора исследований, который провела психолог Нэнси Айзенберг. Она отметила, что чувства, которые люди переживают, когда им совестно, — это социально ориентированные эмоции. Например, стыд, вина, ощущение собственной неправоты, сочувствие к тому, кого обидела. Они характерны для людей с развитой эмпатией и умением сострадать.
Нэнси отмечает, что для развития совести необходимо обратить особое внимание на улучшение этих навыков. А также чаще анализировать собственные эмоции, которые помогают понять, насколько хороши или плохи были твои поступки.
5. Совесть появилась вследствие эволюции
По данным Николаса А. Кристакиса, американского профессора социальных и естественных наук, совесть имеет социальную функцию, которая появилась вследствие эволюции. Она была сформирована для того, чтобы помочь людям жить в группах.
Это хорошо показывают многие моральные правила, которые были актуальны как в древности, так и в современном мире: не бросать своих детей, не предавать друзей, отвечать взаимностью на добрые поступки. Чем чаще люди их придерживались, тем легче им было выжить в социуме и занять в нем свое место.
По данным американского философа Патрисии Черчленд, животные, живущие группами, также демонстрируют поведение, которое отражает совесть. Например, приматы, в частности, шимпанзе. Среди этих животных распространено сотрудничество для достижения общих целей, совместное использование пищи, усыновление сирот и скорбь.
Патрисия Черчленд отмечает:
Таким образом, способность формулировать нравственные нормы и действовать, в соответствии с ними, возникает из-за необходимости разрабатывать практические решения социальных проблем.