За оригинальными инсталляциями и причудливыми манекенами на витринах и залах магазинов стоит четко продуманная художественная концепция. Оформлением торговых площадей занимаются визуальные мерчендайзеры. Они знают, как создать витрину, за которую обязательно захочет заглянуть прохожий, и как расположить товар, чтобы его хотелось купить.
Я поговорила с основателем Московской школы визуального мерчендайзинга и оформления витрин Merchandising & Windows Мариной Казаковой. Она рассказала об особенностях профессии и о том, как ей овладеть.
1.Что такое визуальный мерчендайзинг?
Это грамотная организация и оформление пространства торговой площади. В понятие входит 4 этапа:
- организация торгового пространства — правильное зонирование торговой площади;
- торговое оборудование, которое соответствует дизайну торгового интерьера и презентует продукт, показывая его лучшие стороны;
- выкладка товара — техники и методы, с помощью которых вы наводите понятный порядок в магазине;
- ритейл маркетинг — графическая коммуникация. В нее входят posm – материалы с информацией о товаре или бренде, навигация и фирменный стиль бренда.
2. Насколько специалисты этой сферы востребованы сейчас в России?
Учитывая, что российский ритейл активно развивается, а специалистов в нашей области мало, грамотные профессионалы в этой сфере очень нужны. Проектированием магазинов однозначно должны заниматься специалисты, опытные в ритейле. Желательно, чтобы у них был опыт в визуальных коммуникациях — презентации товара, оформления витрин, разработки торгового оборудования. Современный визуальный мерчендайзер должен уметь придумывать и воплощать проекты.
3. В чем уникальность вашей школы мерчендайзинга?
Уникальность нашей школы, в первую очередь, в программе обучения. За 10 семинаров мы полностью показываем студентам, как выглядит современный ритейл, откуда возникают тенденции оформления магазинов и витрин. Они используют эту информацию на практике, создавая свои дипломные проекты.
Еще одна особенность: мы не касаемся в обучении конкретного сегмента, к примеру, Fashion. Базовые принципы визуального мерчендайзинга работают во всех направлениях: одежда, книги, kids, красота и прочее. Наша программа включает опыт спикеров, которые работали практически во всех перечисленных сегментах. Так мы расширяем свою целевую аудиторию.
За 4 недели Базового курса или 5 дней интенсивного курса студенты создают готовые концепции магазина и витрины. На курсе работает архитектор, который помогает им создать 3д макет с учетом всех задач и пожеланий. В результате курса наши студенты становятся опытными продюсерами. Они умеют создавать концепции магазинов, витрин, ивент площадок, а также знают, как воплотить идею в жизнь.
Узнать подробнее о школе визуального мерчендайзинга
4. Кому будет интересно учиться у вас?
За 4 года существования школы нашими студентами стали разные виды специалистов:
- предприниматели – те, кто запускают свою торговую марку, и им нужно понимать, как работают процессы, связанные с дизайном магазина, с выкладкой продукции. Это люди, которые хотят понять систему работы в ритейле. Кроме того, крупные бренды отправляют к нам на обучение сотрудников, которые хотят повысить квалификацию: из «полевого» мерчендайзера стать руководителем отдела.
- маркетологи и графические дизайнеры, которым необходим комплексный подход в работе с брендом.
- опытные визуальные мерчендайзеры, которые задаются вопросами: что делать дальше? как развиваться в профессии? что можно делать помимо выкладки товара и стайлинга манекенов? У нас есть ответ на все эти вопросы.
5. Нужна ли какая-то предварительная подготовка или к вам может прийти любой человек?
К нам может прийти любой человек с желанием развиваться, прокачиваться и попробовать себя в новом качестве. На курсе помимо базовых основ визуального мерчендайзинга мы учим:
-
- создавать концепции оформления пространств, изучая целевую аудиторию;
- следить за трендами и использовать их в своей области;
- создавать мудборды – коллажи проектов на тему оформления витрин, дизайна магазинов;
- показываем возможности производства декораций и торгового оборудования, которые есть на российском рынке;
- учим верстать стильные, информативные презентации;
- помогаем преодолеть страх выступлений перед публикой. В конце курса у нас происходит защита дипломов. Как правило, это открытый семинар, на который собирается более 70 человек. Уметь презентовать на публике в короткий срок свои мысли и работу – важный навык. Мы помогаем овладеть им.
6. Что представляют собой ваши курсы?
У нас есть 3 вида программ:
- VM Basic – базовый курс, идет 4 недели, 12 семинаров + практика. Обучение проходит вечерами, поэтому его очень удобно совмещать с работой. В результате студент создает диплом: готовую концепцию магазина и готовую концепцию витрины;
- VM Intensive – интенсивный пятидневный курс, в который входит 12 семинаров. Обучение проходит с утра и до вечера. Это удобно для студентов из регионов – приехать посмотреть Москву и заодно поучиться. Диплом: готовая концепция магазина и готовая концепция витрины;
- VM_Corporate – корпоративные программы по запросу заказчика. Продолжительность до 4 дней. Темы: островная аренда в молах, визуальный мерчендайзинг и оформление витрин, создание концепций оформления ивент площадок, визуальный мерчендайзинг и fashion styling.
Узнать подробнее о корпоративных курсах
7. Сколько времени нужно, чтобы освоить визуальный мерчендайзинг?
Если речь идет о базовом понимании работы магазинов, создания концепций и вообще о структуре VM – то нашего базового и интенсивного курсов достаточно.
Но если речь идет о практике и работе внутри, то кому как: некоторым удается влиться и за 3 месяца, у некоторых по 2 года уходит. Вообще, как правило, визуальные мерчендайзеры от природы смышлёные, так что оперативно могут включиться в процесс.
8. Как вы планируете развивать вашу школу в дальнейшем?
Задача на ближайший год — запустить более длительный образовательный курс и вывести обучение в онлайн, чтобы охватить больше аудитории и дать возможность обучаться дистанционно. Это сложный вопрос: все-таки наша профессия прикладная, но у нас есть решение, как это сделать. Так что в ближайшее время мы выйдем в онлайн и запустим самый прогрессивный и понятный обучающий you-tube канал.
9. Как оформление магазина и витрины влияет на продажи и почему этому так важно уделять внимание?
Оформление магазина – первое, что видит покупатель. Это важный элемент, влияющий на лояльность к бренду. Грамотно спланированное пространство позволяет ритейлеру эффективно продавать, презентуя продукт понятными и удобными для покупателя техниками.
10. Какие основные тенденции в оформлении витрин на сегодня?
Главная тенденция, конечно же, — идейность. Крутая витрина — это не дорогая витрина, а концептуальная. Витрина – это коммерческая инсталляция, визуальный диалог между покупателем и магазином. По тому, насколько четко считал твою художественную идею прохожий, можно оценить, состоялся диалог или нет. Что касается более конкретных техник — это цветовые блоки, коллаж, минимализм. Параллельно с преподаванием в школе я работаю креативным директором в woodi bureau. Одна из моих последних работа в дизайне витрин — витрины для модного пространства Underline.
11. Много ли женщин в этой профессии? Кто чаще всего приходит на курсы?
В России конкретно на позиции Visual Merchandiser больше женщин. Процентное соотношение мужчин и женщин у нас на курсах 20-30/80. Но, мужчины все же есть!
12. Насколько прибыльно заниматься мерчендайзингом сегодня?
Я считаю, что сейчас прибыльно развивать дополнительные навыки. Быть рядовым мерчендайзером, выкладывающим товар, – невыгодно, да и скучно. Прокачиваться в смежных областях: создавать дизайн-концепции магазинов и витрин, развивать графические навыки и выйти в смежную область, заниматься сет-дизайном и предметной съемкой, обучать.
Профессия задействует оба полушария мозга: нужно быть упорядоченным и организованным, хорошо анализировать, вместе с тем выдавать творческие концепции и мыслить метафорами. Многофункциональный солдат всегда найдет себе достойное место и гонорар за проделанную работу.