В Средневековье улыбка считалась признаком опасности
Удивительно, что улыбка не всегда считалась признаком дружелюбия — когда-то улыбающиеся женщины, наоборот, казались хитрыми и коварными. В средневековье женский смех рассматривался как «открытие тела для возможного греха». В течение этого периода единственные допускаемые изображения улыбающихся женщин относились к целомудренным образам, например, Деве Марии, которая смотрит на младенца.
Такое поведение объяснялось сексистским отношением к женской сексуальности и иррациональности женщин. Писатель Эрнест Легоуве в начале 19 века суммировал все поверья на протяжении века в одной фразе:
У человека есть одна улыбка, у женщин — тысяча.
Именно загадка улыбки в картине Да Винчи «Мона Лиза» привлекает искусствоведов: они пишут, что ее улыбка символизирует «свирепость, доминирование, обманчивое соблазнение, доброту с жестокой целью». Другие же утверждают, что ее улыбка «полна предательского притяжения больной души, утомленной болезнью». Словом, улыбка, запечатленная на портрете, считалась сосредоточением всех плохих качеств женщины, которые хотелось взять под контроль.
Если женщины выражали свои чувства, это было неприемлемым
Начиная с конца XVIII века, портреты женщин изменились и стали допускать изображение улыбки. В 1787 году появился первый автопортрет, на котором художница Элизабет Лебрун улыбается, широко показывая зубы. По словам писателей того времени, она привлекла всеобщее осуждение за выражение своих чувств.
Один из первых немых фильмов, показанных в 1896 — «The Kiss» — вызвал серьезный скандал только потому, что изображал улыбающуюся женщину, которая целует своего парня. На протяжении всего века сильная связь между улыбкой и скандалом не ослабевала в большинстве стран Европы.
Реклама использовала это как оружие
В начале 20 века появился образ «Девушки Kodak» — улыбающейся женщины с камерой. Женская независимость начала восприниматься как часть модного тренда, а вариации с этим изображением помогали продавать продукцию компании на протяжении десятилетий.
Улыбающаяся женщина использовалась для рекламы всего: от румян до техники. К 50-м годам связь между улыбающейся женщиной и товарами для дома прочно укоренилась в воображении общества. Теперь улыбающаяся женщина стала восприниматься как безопасная, счастливая и подчиненная капитализму.
1Затем женщин стали учить снижать свою агрессию улыбкой
Эксперты обнаружили двойные стандарты и в профессиональной деятельности: настойчивость женщин часто воспринимается как угроза или агрессия, а мужчины тем же самым поведением демонстрируют, что они являются лидерами.
«Женские» профессии зависят от улыбки
От женщин в сфере обслуживания требуется постоянные улыбки: медсестры, воспитательницы, няни, бортпроводницы и секретари должны излучать как можно больше «позитивной» энергии. На собеседовании их даже могут попросить продемонстрировать улыбку, и это будет оцениваться выше, чем навыки, указанные в резюме. Улыбка в этих отраслях является символом серьезной эмоциональной заботы, которая необходима клиентам.
Было ли в моем описании работы, что я всегда должна улыбаться? Нет. Казалось, что это должно было быть частью моей работы? Да.
— участница Стэнфордского исследования, работающая в сфере обслуживания
В то же время мужчины используют такие аргументы как «Я просто сделал тебе комплимент» или «Ты выглядишь симпатичнее, когда улыбаешься». Но остается неясным, почему им кажется, что женщина обязана именно выглядеть симпатично, а не делать свою работу качественно.
Как ты реагируешь на просьбу мужчины улыбнуться ему?