Фуд-порно было актуально еще до изобретения соцсетей
Картины с роскошными блюдами писали еще во времена Эпохи Возрождения: по данным, опубликованным в Sage Open, на 2/3 изображений можно было заметить хлеб, а на половине работ того периода — мясо.
Фуд-порно любили и голландские художники, творившие в 17 веке. Они создавали натюрморты в темных тонах, дополняя их цветами, фруктами, рыбой, напитками. Тем самым мастера вроде Корнелиса Делффа хотели показать грандиозный пир.
В 30-е годы 20 века восхищение блюдами достигло апогея. Итальянский футурист Филиппо Томазо Маринетти опубликовал «Кулинарный манифест», в котором призывал эстетизировать еду. Он советовал художникам, которые накрывали на стол, строить причудливые скульптуры из еды: они, по замыслу Маринетти, должны были радовать глаз и возбуждать аппетит. Кроме того, футурист считал, что людям стоит есть руками, ведь тактильные ощущения усиливают удовольствие от приема пищи.
Надо сказать, что, как в давние времена, так и сейчас фуд-порно показывает декадентский взгляд на блюда — изображаемая еда зачастую недосягаема для масс. В 15–17 веках на картинах виднелись изысканные мясные деликатесы и дорогая выпечка. Сейчас же блогеры показывают ультракалорийные блюда, которые не каждый человек рискнет съесть в один присест. К слову, современные создатели контента до сих пор пользуются правилами, представленными в «Кулинарном манифесте».
Играет с нашими природными желаниями
Голод — такое же сильное чувство, как сексуальное возбуждение. Отличие одно: без интимной близости человек может прожить, но без еды — вряд ли.
Желание полакомиться порой вызывает животную страсть, и на этом играют современные создатели фуд-порно. Так, в соцсетях можно найти и безобидный ню-контент с изображением в меру красивых блюд, и откровенный хардкор с огромными бургерами, метровыми пиццами, по которым стекает нежный сыр, и до безобразия помпезными фрикшейками.
https://www.instagram.com/p/CO2vhH1BbBl/
Задача у таких одних постов одна — удивить пользователя видом еды, пробудить в нем чувство голода и тем самым вызвать отклик на публикацию. Им это удается благодаря тому, что гипертрофированная фантазия зачастую оказывается куда привлекательней, чем реальность.
Об этом в свое время писала психиатр Дирдри Барретт. Она отмечала, что гиперстимуляция — будь то порно с нереалистично красивыми моделями или фотографии огромных и калорийных блюд — вмиг пробуждает в человеке интерес и желание что-то сделать со своим возбуждением. Согласна с этим и создательница сайта Food Porn Daily Аманда Симпсон, которая замечала за собой и окружающими, что изображения еды пробуждают реальное чувство голода: в момент наблюдения зритель вовсю воображает, как будет пробовать продукт и тем самым стимулирует работу пищеварительной системы.
Успокаивает, балансируя на грани эстетики и уродства
Ролики, в которых люди с упоением готовят или пробуют блюда, отвлекают зрителей от информационного шума. Как отметила журналистка The Cut Дейна Эванс, такой контент задействует участки мозга, отвечающие за удовольствие, и при этом завораживает простотой и отсутствием всякого смысла. Такие видео подобны ASMR: они действуют, словно короткие медитации.
На некоторых зрителей они влияют обратным образом: находятся те, кого откровенно возмущает издевательство над едой. То есть, анализируя фуд-порно, можно говорить о некой грани между красотой, любовью к пище и пренебрежением к продуктам, которое пользователи соцсетей неосознанно переносят на себя.
Во многом на это влияет степень брезгливости. Так, одни люди не могут представить себе прием пищи без необходимых столовых приборов и чистоты вокруг. Другим откровенно наплевать на то, в каких условиях и чем они едят.
Кроме того, для любого контента, пробуждающего фантазию и желание, — а фуд-порно является таковым — важна особая эстетика. Руководитель отдела программирования Tastemade Орен Кацефф отмечает, что ежедневно алгоритмы инстаграма меняются в пользу объективно красивых фото с блюдами.
Однако при этом находятся блогеры, которые цепляют пользователей именно за счет издевательств над едой. Так, например, в фейсбук-профиле под названием Daddy D, насчитывающем десятки тысяч подписчиков, есть видео с приготовлением странного пирога из мороженого, консервированной кукурузы, печенья «Орео», бекона и попкорна. Оно вызвало большой резонанс среди пользователей, и тому, считает доктор философии Розанна Гуаданьо, есть разумное объяснение.
Это и подобные видео, считает она, интригуют именно за счет дискомфорта, который чувствует человек во время просмотра. Гуаданьо пишет, что люди придерживаются неких социальных правил, диктующих, как жить и что не стоит делать. Контент, нарушающий нормы, вызывает возмущение, а эта эмоция сильнее всякого удовольствия и возбуждения.
Откровенно ужасные публикации с едой влияют на зрителя, словно видео с выдавливанием черных точек: заставляют ощущать отвращение, но при этом побуждают включить похожие ролики и расслабиться.