Фудсексизм: почему общество решает, как женщины должны есть

Вот две ситуации, с которыми я сталкивалась неоднократно: прихожу на первое свидание достаточно сытой и заказываю лишь простой напиток, отказываясь от полноценного ужина. Мужчина, которого я вижу впервые, заявляет: тебе нужно есть чуть больше, гремящие кости в постели — несексуально.

Обратная сторона медали: я могу заказать стейк с кровью и картофель фри и услышать полный удивления вопрос — разве ты не беспокоишься за свою фигуру? «Девушки обычно любят что попроще».

Опустим тот факт, что малознакомый человек точно не может диктовать тебе, что ты должна, а что не должна есть. Моя история не уникальна, и тысячи девушек по всему миру сталкиваются с повседневным сексизмом даже в еде. Сегодня Heroine решил разобраться в том, что значит модный термин «фудсексизм», как стереотипы мешают мужскому здоровью и почему тебе не нужно есть так, чтобы производить впечатление на окружающих.

Предрассудки в адрес салатов и здоровых блюд

В сериале «Сайнфельд», ставшим культовым для нескольких поколений американцев, есть ситуация, когда главный герой Джерри отправляется на свидание в ресторан и заказывает там только салат. Официант и его визави потрясены, и в его голове возникает внутренний голос, который эхом повторяет фразу «просто салат», подчеркивая, как ужасно он теперь выглядит в глазах окружающих.

В какой-то момент времени салат как категория пищи стал синонимом «здорового питания», но и в то же время — «скучного» питания. Существует даже стереотип о том, что салаты — скучная, рутинная еда или того хуже — корм для кроликов. Ешь салат — лишаешь себя удовольствия. Не важно,  что в этом салате могут содержаться креветки и сыр Камамбер, люди все равно будут считать, что ты воздерживаешься и развиваешь силу воли.  Важное уточнение: чем здоровее, легче и полезнее салат, тем сильнее он ассоциируется с женщиной. В книге Лауры Шапиро «Совершенство салата» рассматривается эта необычная особенность: по ее словам, салаты стали популярны в начале XX века, в эпоху развития домашнего труда и «научной» кулинарии. Из-за того что это было не так легко готовить, их ассоциировали с утонченностью, богатством и женским трудом. Это очень странно, учитывая тот факт, что яичные желтки с майонезом нельзя считать легким и полезным перекусом, а большинство салатов не нужно охлаждать в холодильнике, который был только у привилегированных слоев населения.

Салаты воспринимались как женская еда, отражающая слабость, присущую женщинам, которые их делали.

— Лаура Шапиро, писательница

Исследователь организационного поведения Люк Джу подтвердил ее наблюдения и провел тестирование, которое показало, что люди часто склонны думать о здоровой пище как о женской. Салат, курица, йогурт — женская еда, говядина, картофель, пиво — мужская. Именно на основе этих исследований социологи начали говорить о таком явлении, как «фудсексизм» — дискриминации в отношении еды, которую должен есть тот или иной пол.

Ожидаемое изящество и хрупкость женщин

Одной из причин фудсексизма может быть проблема давления на современных девушек: мы должны быть худыми, тихими, скромными и не быть чересчур эмоциональными. Мы должны не только хорошо питаться любимыми продуктами, мы должны любить их вкус. Вспомни любой рекламный ролик йогурта — на лицах актрис нарисовано наслаждение покруче любой порнозвезды.

Эти обсуждения превратились в целый мем, ведь, как оказалось, на фотостоках 90% фотографий по запросу «салат» демонстрируют изображения смеющихся женщин с зеленью на вилке.

View this post on Instagram

#FridayFunny #womeneatingsalad

A post shared by PeriCoach AUS•UK•USA (@pericoach) on

Журнал Appetitte провел собственное исследование, расспросив студентов о том, что стоит есть на свиданиях. Дело не только в отказе от блюд, которые вызывают запах изо рта или застревание кусочков еды в зубах, женщины в большинстве случаев выбирают салат или овощи, потому что считают, что это покажет их более привлекательными для партнеров.

Культурные традиции

В 2018 году компания PepsiCo объявила о выпуске новых чипсов под брендом Doritos и назвала их Lady Doritos. Это мягкие и менее хрустящие чипсы, и, по словам генерального директора, специально созданы для женщин, которые «не любят» шуметь на публике. После этих чипсов не нужно облизывать пальцы, и от них не остается запаха позже. В глазах создателей марки, очевидно, что мужчины без ума от облизывания пальцев и неприятных запахов, которыми они будут отпугивать людей. Идею маркетологи не взяли с потолка: они провели исследование с фокус-группами, в котором выяснилось, что женщины действительно стесняются есть на публике. Забавно еще и то, что независимые исследования позже провели и психологи и выяснили, что чем сильнее хрустят чипсы — тем больше удовольствия, вне зависимости от пола. Женское удовольствие всегда считалось менее значимым — не стоит рассчитывать на него хотя бы в чипсах.

Эта рекламная кампания вызвала множество обсуждений в сети и несколько откровенных историй девушек из Индии, Ирака, Пакистана и даже Юго-Восточной Азии. Они рассказывали о том, что по культурным нормам их страны им не стоит есть при всей семье. Сначала еду должен съесть муж, тесть и другие члены семьи мужского пола, и только после этого женщина может закончить с подачей блюд на стол и немного поесть сама.

Однажды кто-то приказал женщинам не есть перед мужчинами, чтобы те не видели уродливое жевание, то, как они выплевывают кости и этим отталкивают от себя. Женщины стали есть на кухнях, а не в столовых, и делают до сих пор — во многих частях Индии. Готовить еду и убираться поздно ночью, даже после утомительного дня — все еще их основная работа.

— журналистка Ритупарна Шатерджи

В большинстве стран мира обстановка схожа: мужчинам подают лучшие порции, они начинают есть раньше других, а женщины занимаются подачей на стол и садятся обедать гораздо позже, занятые сервировкой.

Маркетинг

Несмотря на усиленную борьбу за равенство по всему миру, маркетинговые кампании только продолжают укреплять гендерные стереотипы.

Большинство рекламных объявлений сексуализированы и, разумеется, объективируют преимущественно женщин. Речь даже не о BurgerKing, регулярно сталкивающемся с исками об оскорблении чести — даже реклама йогурта может звучать проблематично. Девушка захватывает сливочную жидкость ложкой, медленно подносит ее ко рту и слизывает, прикрывая глаза от удовольствия.

Но, когда дело доходит до мужчин, им не показывают видеозаписи с мужчинами, получающими удовольствие от кисломолочной продукции. Обычно акцент ставится на то, что йогурт может быть источником белка для роста мышц. Это точно такой же низкокалорийный йогурт, как и у женщин, различий в составе абсолютно нет — но он будет упакован в темную коробку, с изображением быка или другим «мужественным» символом.

Еда может быть способом показать, что ты гораздо круче

Еще одно важное наблюдение исследователя Джу: некоторые девушки могут подсознательно заказывать низкокалорийную еду, если находятся на встрече с мужчиной. Если же они обедают в женской компании — не боятся съесть чуть больше или даже показаться обжорой. В то же время, если рассказать им о стереотипе, согласно которому женщины едят только здоровую еду, они перестают выбирать салаты и легкие закуски в меню. В психологии это называется «реактивное сопротивление».

Пристальное внимание ученых к проблеме показало и обратную сторону ситуации: некоторые мужчины могут специально перееедать на свидании с девушкой, чтобы произвести впечатление тем, как много может поместиться в его желудок. Сложно представить девушку, которая была бы восхищена тем фактом, что ее будущий избранник может есть в три раза больше и постоянно опустошать холодильник, но подсознательные процессы редко поддаются логике.

Мужчины агрессивно реагируют на заботу

Разумеется, не всегда мужчины заказывают сытный вариант, иногда решение о том, что им стоит заказать, они принимают только после выбора девушки. Иными словами, они выбирают то же блюдо, что и их визави — пытаясь создать связь, основанную на предположительно схожих предпочтениях в еде. Конечно, времена меняются: писатель и журналист Дэвид Шорт в своем эссе заметил, что на фоне постоянной рекламы фаст-фуда и другой неполезной еды настоящим мужчиной оказывается тот, кто может осознать необходимость диеты ради своей семьи. Он также отметил, что мужчины с избыточным весом не реагируют на замечания так, как женщины. Если врач сообщит женщине о том, что для борьбы с сердечно-сосудистым заболеванием нужно сбросить вес, она воспримет это как заботу и поддержку. Мужчина же посчитает такое ограничение посягательством на личную территорию.

Непонимание реальной пользы от разных продуктов

В ресторанах традиционно салат считается второстепенным блюдом — это область менее опытных поваров. Если ты только начала работать в заведении, практически наверняка отправишься на салатную станцию.

Но восприятие того, что можно называть сытной едой, постепенно меняется, добавляются новые ингредиенты, в моду входят суперфуды, а также научные расчеты. Самая популярная диета в 2019 году — растительная, обладающая множеством преимуществ для людей любого возраста и гендера. Калорийность отдельных порций салата с легкостью может превышать калорийность классического гамбургера, хотя его польза будет гораздо выше.

Но это также нельзя считать правилом: множество фаст-фуд компаний предлагают салаты, которые только кажутся легкими и полезными, хотя в реальности могут содержать гораздо больше калорий, жиров, натрия и холестерина, чем даже Биг Мак. Если бы в школе нам хотя бы немного объясняли, насколько жирными считаются орехи, действительно ли один ломтик авокадо равен ломтику лосося и почему важно есть суп на обед, этой проблемы могло бы просто не быть.

Чем ты руководствуешься, когда выбираешь блюдо в меню?

Другие статьи по темам: