Что такое закон Хамфри
Этот закон также называют дилеммой сороконожки — психологический эффект, который возникает, когда автоматическая деятельность внезапно нарушается чрезмерным размышлением о ней.
Первым этот закон предложил психолог по имени Джордж Хамфри в своей работе «История человеческого разума». Он описал его так:
Сознательное внимание к задаче, обычно выполняемой автоматически, может помешать ее выполнению.
То есть человеку, который развил достаточно способностей, чтобы легко справляться с рутинной работой, может быть проще выполнять ее, не уделяя ей повышенного внимания.
Философ Карл Поппер в доказательство этой теории приводил в пример скрипача Адольфа Буша. Однажды приятель музыканта спросил, как тот сыграл определенный отрывок симфонии Бетховена. Буш ответил, что это было просто, а затем обнаружил, что после того, как задумался о нотах и особенностях воспроизведения, не смог с легкостью повторить отрывок.
Примеры закона Хамфри
Есть множество жизненных ситуаций, в которых человек может ощутить на себе действие закона Хамфри. К примеру, когда он спускается по темной лестнице в своем доме. Он делает это бессознательно, так как тысячи раз успешно совершал это ранее. Но стоит ему обратить внимание на ступеньки, по которым он спускается, его шаги станут медленными и неуверенными.
Еще один пример — езда на велосипеде. Человек, который этому научился, редко задумывается о том, какие движения совершает. Но при этом он почувствует себя неуверенно, если попросить его в точности описать, как правильно ездить на велосипеде.
То же правило касается и других привычек, которые мы выполняем автоматически: завязывания шнурков, печати на клавиатуре, отбивания меча в волейболе.
Как работает закон Хамфри
Перед тем как узнать, на чем строится закон Хамфри, стоит разобраться в нескольких стадиях цикла обучения человека. Рассмотрим их по порядку:
- бессознательная некомпетентность, то есть стадия, когда человек ничего не знает о навыке, который хочет приобрести;
- сознательная некомпетентность — получение некоторой информации о навыке и желание им овладеть, но при этом нехватка достаточных знаний и опыта для успешной деятельности;
- сознательная компетентность проявляется в возможности хорошо выполнять дело, постоянно контролируя свои действия и уделяя им внимание;
- бессознательная компетентность — состояние, при котором человек выполняет работу автоматически.
Закон Хамфри работает только при бессознательной компетентности. В остальных случаях недостаток внимания к деятельности ухудшит ее результат.
Действие закона обусловливается прерыванием бессознательного процесса. Когда человек погружен в дело, о выполнении которого не задумывается, он не колеблется и неосознанно применяет нужные знания. Но стоит ему начать размышлять о своей задаче, его способности снижаются.
Так происходит по нескольким причинам: он может засомневаться в себе, в качестве своей работы, в необходимости ее выполнения. Все это приводит к снижению скорости, недовольству результатом и возникновению негативных эмоций, которые могут повлиять на выполнение задачи.
То же самое происходит, когда другие люди прерывают чью-то бессознательную деятельность. Например, задают вопрос о том, что человек делает.
Большую роль в законе Хамфри играет интуиция. Она задействуется при бессознательной компетентности и помогает принимать правильные решения, не тратя много сил и времени на рассуждения. Но внезапное пристальное внимание к выполняемой деятельности нарушает работу интуиции, что и заставляет ощутить на себе действие закона Хамфри.
Что делать, если закон Хамфри сработал
Не всегда получается избежать момента, когда твою деятельность кто-то прерывает. Да и мысли о том, что делаешь, могут появляться неосознанно. Американский психолог Джин Ким рекомендует, как выйти из-под влияния закона Хамфри:
Чтобы справиться с влиянием этого закона, важно научиться возвращаться от деталей к общему. Для этого важно остановиться и отвлечься на совершенно другую деятельность. К примеру, если ты печатала на клавиатуре, встань и сделай несколько физических упражнений или поиграй с собакой. Позволь разуму наполниться другими мыслями и избавиться от навязчивых размышлений о деле, которое выполняла. А затем приступи к нему снова.