Культура, Кино и книги

Женский взгляд: как появилась фемоптика и для чего она нужна

3
Смотришь себе условных «Трансформеров», и вдруг сразу после баталий автоботов три минуты наблюдаешь за оголенным торсом Меган Фокс. Вроде бы кажется, что ничего плохого в эпизоде нет, только вот снят он, скорее всего, мужчиной для того, чтобы привлечь других мужчин. Подобное можно представить едва ли не с каждой лентой. Знакомишься с Волобуевским «Просто представь, что мы знаем» — чувствуешь, что села за просмотр не сериала, а очередного порно. Идешь с партнером в кинотеатр на супергероику — женщины, как одна, обтянуты в латекс, обладают сногсшибательными формами и вот это все. Объективация везде и всюду. Спасибо, male gaze, за то, что в очередной раз потеснил женский взгляд!

Отчасти поэтому в 70-е возник запрос на ленты, достоверно представляющие жизнь женщин. Режиссеров же, которые не стесняются представлять героинь такими, как они есть, называют последователями female gaze, или фемоптики. Рассказываем, что это за концепт, как именно он появился и каким образом влияет на индустрию сейчас.

Женское видение и интимность

1975 год, феминистка и теоретик кино Лора Малви выпускает эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф», где и говорит о таком понятии, как male gaze — «мужской взгляд». По ее мнению, фильмы того времени показывали мир примерно таким образом, каким его видел типичный гетеросексуальный персонаж мужского пола. Возьмем, скажем, ленту из «Бондианы», где камера подолгу задерживается на теле включившейся в повествование женщины, и лишь потом фокусируется на общих планах. То есть героиня как бы превращается из субъекта истории в объект.
Женский взгляд
В противоположность Малви ставит female gaze — женский взгляд, фемоптику. Она отмечает, что зрителю не хватает произведений, где сюжет преподается с точки зрения героини, и подмечает, что намерена это исправить.

Сейчас онлайн-словарь Oxford Reference выделяет три значения female gaze, или фемоптики.

Это ответ, придуманный феминистками в ответ на заявление Малви

Так, режиссеры-женщины, придерживающиеся данной концепции, стараются представить героиню своей ленты как ключевую фигуру. Она становится не субъектом, а едва ли не нарратором, центральным рассказчиком — тем самым та перенимает на себя функции, которые были ранее свойственны лишь мужчинам.

Это взгляд женщин на мир в целом

Концепция фемоптики исследует то, как в общем женщины всех возрастов и статусов идентифицируют себя и других, какое влияние на них оказывают общественные установки.

Это внимание медиа к женщинам

В общем-то данное значение перекликается с первыми двумя: музыканты, фильмоделы, художники, чествующие фемоптику, чаще адресуют свои произведения женщинам, позволяя им быть услышанными.

Надо сказать, что в отличие от традиционных установок, женский взгляд куда более эмоционален и интимен: он стремится скорее сопереживать героиням, чем объективировать их. Выражение «фемоптика» использовалось преимущественно в рамках теории кино, однако сейчас вышло за его пределы.

Почему фемоптику недооценивают

Обозревательница портала Bitchmedia Малика Кханна отмечает, что женский взгляд принято не воспринимать всерьез. Отчасти так происходит потому, что люди не представляют масштаб проблем, учиняемых male gaze: критики данной концепции останавливаются лишь на том, что мужчины объективируют женщин. На деле все обстоит иначе.

Женский взгляд

Она обращается к трудам философа Алии Аль-Саджи, которая подчеркнула, что андро-оптика в принципе не обращает внимание на тот факт, что женщина вполне может быть самостоятельной личностью, не зависящей от того, что там о ней подумают мужчины. Аль-Саджи приводит в пример фансервисные песни в болливудских лентах.

Традиционно их исполняет привлекательная актриса, на которой надето как можно меньше одежды. Она танцует под многообещающие песни, пытается соблазнить персонажа, а вместе с ним — предполагаемую аудиторию. Зачастую такие клипы выходят еще задолго до релиза фильма, в котором те появятся.

Подразумевается, что женщина-объект сможет привлечь к фильму мужчин, тем самым обеспечив продвижение картины в прокате. В последние годы девушек, исполняющих фансервисные песни и танцы, пытались сделать олицетворением феминизма. Но такая идея звучит сомнительно, учитывая, что этот болливудский штамп не имеет никакого отношения к сюжету фильма — чаще всего его исполняет та, которая даже не входит в основной актерский состав.

Зрительницы же должны наблюдать за тем, как она выполняет свою задачу и принимать на веру, что у нее нет глубоких эмоций и свободы действий. А поскольку фансервисную песню можно найти буквально в каждом крупнобюджетном болливудском фильме, их заставляют поверить, будто это отсутствие внутреннего мира — естественное выражение женственности.


— подчеркивает Кханна, ссылаясь на исследовательницу.

Подобные примеры можно найти едва ли не в каждом проекте, выпущенном до 2010-х годов: диснеевские принцессы мечтали о прекрасном принце, который разрешит за них все сложности, а не справляются с горестями сами, ранние рэперши воспевали абьюз и женскую слабость, пока не нашли в себе силы отвоевать власть. Малви же, а впоследствии и другие феминистки пролили свет на происходящее и позволили женщинам наблюдать за ролевыми моделями, которые действительно понимают, что к чему.

Читать по теме:КультураКак певицы в музыкальных клипах вернули себе власть

Как фемоптика влияет на киноиндустрию сейчас

Если вкратце — позволяет превратить героиню не в безвольный объект, который стоит себе в сторонке и иногда ради разнообразия бросается в объятия к ведущему персонажу, а в двигатель истории. Яркий пример обращения к фемоптике — проект Селин Сьяммы «Портрет женщины в огне»: режиссер рассказала близкую ей самой историю непростых отношений между художницей Марианной и натурщицей для картины Элоизой, при этом поставив обеих героинь в равное положение, которое позже привело к союзу, а не состязательству.
Женский взгляд

Их отношения дают представление о том, как фемоптика должна влиять на кинопроизводство. Здесь мы видим не соперничество героинь, не подчиненность одной женщины другой, а сотрудничество. Именно это в идеале и должны показывать ленты, так или иначе отражающие идеи феминизма.

— комментирует выход ленты профессор кинематографии в Королевском Лондонском колледже Жинетт Винсендо.

Читать по теме:Культура, Кино и книги6 фильмов Каннского фестиваля-2019, которые обязательно стоит увидеть

Какие же задачи ставит перед собой фемоптика

Сколько режиссеров — столько и мнений. Одни снимают фильмы про женщин из одного социального слоя, как, например, Райан Мерфи. Даже если смотришь его «Сестру Рэтчед», где представлена сильная героиня, все равно угадываешь черты «Голливуда», «Позы», «Американской истории ужасов». Другие экспериментируют с характерами — так поступает сценаристка Фиби Уоллер-Бридж, проработавшая сюжеты «Дряни», «Убивая Еву», «Убийства на пляже»: ее героини представляют из себя то безумных киллеров, то сопереживающих детективов, то вечно влипающих в комедии положений безнадежных влюбленных. Однако есть несколько принципов, которых придерживаются фильмоделы.

Они ставят женщину во главе истории

Если на экране появляется героиня, то не затем, чтобы соблазнить зрителей-мужчин, а для того, чтобы справиться с собственными болями, показав между делом наблюдателям, как нужно или не стоит поступать. Она может быть высокой, низкой, толстой или стройной, лидершей мнений или закостенелой неудачницей, словом, представлять из себя естественную женщину, каких мы видим каждый день, выйдя из дома.

Транслируют женский опыт во всем его многообразии

Действительно хороши ленты, над которыми от начала до конца работали другие женщины: они, как никто другой, понимают боли своих персонажей, и могут подробно рассказать о том, что тревожит героинь, о чем те мечтают, к чему стремятся. И нет, это далеко не всегда замужество за прекрасным принцем.

Уводят зрителя подальше от токсичной маскулинности

Подобное встречается и в российском инфополе. Вспомним проект «Чики», повествующий о бывших секс-работницах, которые желают покончить с прошлым и открыть свой бизнес. Как бы в противопоставление героиням ставятся агрессивно мужественные персонажи: сутенер Валера, воспринимающий женщин исключительно как объект и средство заработка, и его племянник Данила, словно застрявший в домостроечных временах.