Многие бренды, в том числе гиганты вроде Adidas, H&M (который еще в прошлом году выпускал коллекцию одежды из экологичных материалов), Prada заявили о своих инициативах по внедрению более безопасного для окружающей среды подхода к производству. Пока большинство из этих идей остаются лишь проектами на перспективу, но нам, потребителям, вовсе не обязательно ждать, когда вещи в любом ближайшем магазине станут экологичными.
Глобальные перемены начинаются со смены мышления и образа жизни, а для этого нам всем нужно избавиться от заблуждений, связанных с «зеленым» подходом к потреблению. Heroine собрал популярные мифы, которые мешают тебе взять ответственность за свое влияние на окружающую среду.
Миф 1: Зачем переживать о моде, вряд ли она сильно влияет на окружающую среду
О том, насколько сильно модная индустрия вредит экологии, громко и массово заговорили только в последние пару лет – и до сих пор таких сообщений вокруг нас существенно меньше, чем рекламы одежды.
Еще в 2012 году журнал Natural Science опубликовал статью, в которой утверждается, что окрашивание и отделка тканей – второй в мире источник загрязнения пресной воды после сельского хозяйства.
Спрос на современные материалы с использованием синтетических волокон все время растет – такая одежда не выцветает, не изнашивается и крайне медленно разлагается. Учитывая, что из-за влияния «быстрой моды» многие люди перестают носить вещь не из-за того, что она стала непригодной, а просто потому, что надоела, огромное количество плохоразлагаемой одежды ежегодно отправляется на свалки и мусоросжигательные заводы.
С вещами из натуральных тканей тоже все не так просто. Хлопок, из которого изготавливают 40% всей одежды в мире, считается наиболее безопасным для человека материалом. Однако при его выращивании расходуется 24% мирового запаса инсектицидов, 11% пестицидов и миллионы литров воды. Кроме того, на то, чтобы хлопок, как и любое другое сырье, стал текстилем, нужно примерно 8 тысяч синтетических средств, которые потом попадают в водоемы и загрязняют их.
Модная индустрия вредит экологии со всех сторон: загрязняет воздух, воду, почву, ускоряет глобальное потепление и отравляет жизнь жителям планеты. Но люди продолжают ежегодно покупать на 60% вещей больше, чем 15 лет назад, и без сожалений расставаться с одеждой, которая просто надоела или потеряла актуальность.
Миф 2: Найти экологичные бренды очень трудно
Сразу оговоримся – не существует целиком и полностью безвредного для окружающей среды производства одежды. Однако брендов, которые ищут способы снизить вредное влияние на экологию, сегодня довольно много, и становится еще больше, в том числе и в России. NNEDRE создают одежду из остатков тканей и мешков для продуктов, переработанного пластика и выступают с разными экологичными инициативами, Ozero выпускает купальники из эколайкры из переработанных материалов, стоит открыть поисковик и найдешь еще с десяток подобных марок. Чтобы купить их одежду, не обязательно быть жительницей столиц или даже выходить из дома.
Миф 3: Экологичная одежда – это дорого
Создавать экологичное производство у нас в стране по-прежнему трудно и невыгодно, поэтому и цены на вещи из переработанных материалов часто выше, чем на распродажах в масс-маркете. Однако даже для человека со средним доходом рубашка за 8 тысяч – не так уж и дорого, если таких рубашек нужно не более двух в год.
Экологичный подход к моде – это не просто покупать вещи из переработанных или натуральных материалов. Гораздо эффективней пересмотреть свой подход к потреблению и понять: нам в действительности необходимо гораздо меньше вещей, чем мы покупаем. Тебе не нужно ежемесячно удивлять коллег новым нарядом, искать платье к каждому празднику просто потому, что в «старом» (надетом всего пару раз) тебя все уже видели. Ходить в одном и том же сегодня – признак не бедности, а осознанного подхода к потреблению.
Кроме того, есть много других способов экологично и недорого обновлять гардероб: обменивать одежду в свопах, ходить в секонд-хенды и покупать уже использованные вещи у других людей через интернет.
Миф 4: Я не могу повлиять на индустрию моды
Для того чтобы спасти экологию, индивидуальных усилий мало: нужны законодательные решения со стороны государства, смена идеологий самих производств. Однако это вовсе не значит, что ты ни на что не влияешь.
Покупая одежду у брендов, использующих экологичный подход в своем производстве, ты поддерживаешь их, помогаешь развиваться в непростых условиях – а это именно то, что нужно локальным маркам.
Решая покупать меньше вещей, брать качественную, а не одноразовую одежду и бережно относится к ней, ты снижаешь количество отходов, которое останется после тебя или твоей семьи. Если это превратится в массовый тренд, модная индустрия просто не сможет это игнорировать.
Учиться читать этикетки на одежде, больше узнавать о том, как она производится, а не бездумно следовать маркировке «эко» на упаковке, искать способы избавиться от ненужных вещей с минимальным вредом для экологии – все эти небольшие, но важные шаги не помогут спасти планету здесь и сейчас, но будут постепенно менять мир, заставляя глобальные бренды отказываться от идеи «быстрой моды».