Образ жизни, Психология

5 когнитивных искажений, из-за которых ты теряешь деньги

0
Как бы люди не старались быть рациональными, когнитивные искажения все же могут одержать над ними верх. Из-за них появляются вредные предубеждения, а также неправильные решения. Это может привести к потере финансового благополучия. Чтобы узнать, какие когнитивные искажения лишают нас денег, дочитай этот материал до конца.

1. Эффект побеждающей стороны

Этот термин описывает склонность людей принимать решения, совершать покупки или придерживаться определенных взглядов только из-за того, что так поступают окружающие.

Причины могут быть разные от желания быть принятым и не отделяться от общества до низкой самооценки или неумения принимать самостоятельные решения. Помимо того, что это ослабляет навык принятия собственных решений, такое когнитивное искажение заставляет терять немало денег.

Например, когда любимый блогер рекламирует какое-то косметическое средство, а у тебя появляется неистовое желание его приобрести. Даже в случае, когда в нем нет необходимости. И нередко эффект побеждающей стороны приводит к разочарованию от потраченных впустую денег.

2. Эвристика доступности

Эвристика доступности — это особенность восприятия, благодаря которой люди строят предположения о будущем или делают выбор, основываясь на предположениях, которые первыми приходят на ум.

Дело в том, что человек хорошо запоминает либо то, что было для него особенно приятным, либо резко негативные моменты. И предположения он может строить на выводах из своего опыта. Соответственно, он переоценивает вероятность событий, наступления которых он жаждет больше всего.

К сожалению, это когнитивное искажение часто приводит к импульсивным покупкам или необъективным выводам.

Например, в случае, когда интуиция подсказывает, что нужно сделать вклад в определенном банке. Тебе кажется, что это правильно и разумно, но потом ты знакомишься с другими предложениями по вкладам и оказывается, что их процентные ставки гораздо выше.

Чем выше ценность того, что человек может получить, тем сильнее он завышает свои шансы на удачу и успех. Но, к сожалению, в большинстве случаев реальность и ожидания кардинально различаются.

3. Эффект ложного консенсуса


Ложный консенсус — это склонность считать, что другие люди думают так же, как и ты. Благодаря этому многие люди убеждены, что их мнение и мировоззрение поддерживается большинством окружающих.

Это может отразиться не только на отношениях с теми, кто рядом, но и на финансовом благополучии. К примеру, если речь идет о семейных средствах и их планировании. Если твой партнер убежден, что ты поддерживаешь его привычки в тратах, то для тебя они могут стать неприятным сюрпризом, который заставит занимать деньги до зарплаты.

4. Эффект дезинформации

Это когнитивное искажение связано с памятью. Оно заключается в том, что эпизодические воспоминания могут стать менее точными из-за полученной позднее информации.

Так происходит в случаях, когда новая информация была получена в короткий срок после произошедшего события или ее преподнесли его непосредственные участники. А еще на воспоминания могут повлиять новости, которые ты узнала из СМИ. И чем чаще ты подвергаешься ложной информации, тем скорее она запомнится как истинная.

В финансовых аспектах это может привести к неприятным последствиям. Рассмотрим самый незначительный пример: ты посещала ресторан, заказала пасту и она тебе не совсем понравилась. Но потом обсуждала блюдо с подругами, которые остались от него в восторге, а еще нередко видела положительные отзывы в интернете.

Во время второго визита в этот же ресторан ты почему-то вспомнила, что паста была просто отличной. Но заказав ее и попробовав, поняла, что твои воспоминания были ошибочны. Получается, деньги были потрачены зря.

5. Якорение


В психологии якорем называют триггер, который может вызывать ассоциацию с определенными эмоциями. Для каждого человека он свой: музыка, запахи, слова, образы.

И дело не только в психической предрасположенности и жажде удовольствия. Когда мозг взаимодействует с триггером и человек получает определенную эмоцию, меняется его физическое состояние. Он может испытать прилив сил и энергии или, наоборот, почувствовать себя усталым.

В случаях, когда якорем выступают покупки, можно потерять значительную долю финансов. Люди ассоциируют приобретение чего-то нового с радостью и счастьем, а также упомянутым приливом сил и стремятся покупать гораздо чаще.

Нередко это становится причиной импульсивных покупок — привычки, от которой не так то просто избавиться.

Читать по теме:Образ жизниПочему у тебя не получается копить деньги и как это исправить