Кино и книги
19 марта, 2021

5 короткометражных лент, которые помогут избавиться от скуки и переосмыслить жизнь

Школьная несвобода, плата за ошибки жизнью и озорство, ставшее причиной бед — все это в нашей подборке.
Любители «большого» кино, и уж тем более сериалов, часто игнорируют короткий метр. И совершенно зря — 30-минутный фильм вмещает не меньше смыслов, чем полнометражный, и уж точно смотрится на одном дыхании.

Heroine собрал несколько примеров интересных короткометражек. От четырехминутного фильма Линча до ранних работ Пак Чхан-ука: перечисленные истории заставят задуматься и позабыть о скуке.

1. «Иллюзии» Джулии Дэш

Режиссерка известна как первая темнокожая женщина, чьи фильмы пустили в широкий прокат — это случилось в 1991 году. Незадолго до этого, в 80-х, Дэш трудилась над хлесткими короткометражками. Одной из таких и стала «Иллюзия».

Действие картины происходит в 1942 году, а в центре внимания — темнокожая руководительница студии Миньон Дюпре. Она ассимилировалась в обществе белых, что и помогло ей достичь таких высот. Другая героиня ленты — Эстер Джитер, также темнокожая женщина, которая озвучивает белую актрису в музыкальных сценах.

«Иллюзия» исследует, что именно заставляло киноиндустрию меняться и какую роль в этом сыграли представители расовых меньшинств. Здесь зритель сталкивается с выбеливанием людей, попавших в кадр для военного фильма, с уходом афроамериканцев в тень, и с пассингом — концепцией, при которой представителю угнетаемого сообщества приходится выдавать себя за «своего», чтобы спокойно жить.

Лента длится всего полчаса, однако за это время Дэш успевает продемонстрировать, как отдельно взятые личности меняли мир, работая, казалось бы, на незаметных должностях, и показать, как сильно телепропаганда влияла на сознание зрителя.

https://www.youtube.com/watch?v=a_O_ONYINLY&feature=youtu.be

2. «Суд» Пак Чхан-ука

Режиссер «Олдбоя» и «Служанки» размышлял о губительном влиянии капитализма на общество и раньше, правда, прибегал для этого к короткому метру. В работе 1999 года он рассматривает трагедию, случившуюся в действительности — крушение торгового центра Сампун, ставшее одним из самых громких в мировой истории.

Катастрофа была вызвана человеческой халатностью. Родственникам погибших предлагалось возмещение ущерба в размере 500 тысяч долларов, что повлекло многочисленные махинации. В «Суде» идет речь об одном из подобных кейсов.

История начинается в морге, где зрителю показывается труп девушки. Его должны опознать родственники, чтобы позже похоронить жертву и получить компенсацию. Ожидая начало процедуры, мужчина и женщина, представившиеся ее родителями, обезумели от горя, однако их страданиям помешал сотрудник морга. Он забрал тело, заявив, что девушка на самом деле его дочь. Так начинается ожесточенный спор о том, кто на самом деле настоящий «владелец» трупа и кому достанется полмиллиона долларов.

https://www.youtube.com/watch?v=jopaj4xYMnQ&feature=youtu.be

3. «Алфавит» Дэвида Линча

Перед тем, как дебютировать с «Головой-ластиком» в 1977 году, Линч снял «Алфавит» — сюрреалистичную и бессюжетную, на первый взгляд, работу. На создание данной короткометражки режиссера вдохновил миг, когда племянница его первой жены Пегги Ленц проснулась посреди ночи и стала выкрикивать буквы алфавита.

Это и демонстрировал Линч в ленте: кошмар, который лирическая героиня вынуждена переживать снова и снова, проговаривая надоевшие буквы. «Алфавит» будет интересен синефилам, которые желают узнать как можно больше об авторском почерке режиссера, тем более, что предыстория создания короткометражки удивительна: получив премию доктора Вильяма С. Бидла Кэдволодера за работу «Шестеро заболевают», Линч решает снять новый фильм. Он тратит половину приза на покупку подержанной камеры, которая, как выяснилось позже, была неисправна.

Не унывая перед неудачей, а мастеру пришлось распрощаться с забракованной пленкой, он снимает то, что и хотел видеть его спонсор Бартон Вассерман — сюрреализм во всей красе.

4. «Сложноподчиненное» Олеси Яковлевой

На данный момент это третья работа режиссерки. В первой, «Маминой радости», Яковлева рассматривает отношения гиперопекающей матери и ее сына, который желает жить самостоятельно. Во второй, «Левом марше», экспериментирует с поэзией Маяковского. В «Сложноподчиненном» она также рассматривает, как сильно можно менять киноструктуру, а заодно затрагивает актуальные темы.

Главный герой ленты — Евгений, учитель литературы, которого играет Николай Комягин. Он, как писал Антон Долин в рецензии для «Искусства кино», подлежащее в главном предложении. Евгений переезжает из Санкт-Петербурга в провинциальный городок с неясным поначалу намерением — изменить его и сделать жителей более свободными.

По пути к цели ему попадаются «придаточные»: немолодая коллега, что откровенно флиртует с новеньким; гопник-спортсмен, открыто угрожающий герою; ученица, желающая узнать учителя поближе; школьник-двоечник, на которого махнули рукой все остальные преподаватели, но только не Евгений — он решается сломать шаблоны о преподавателях и дать надежду тем, кто в ней нуждается.

Критик рекомендует смотреть «Сложноподчиненное» в паре с клипом Shortparis «Страшно»: так эффект от рваного и неспешного, на первый взгляд, фильма, будет ярче и заметней.

5. «Настройщик» Оливье Тренэра

Режиссер Оливье Тренэр решил переосмыслить жанр психологического триллера, рассказав историю пианиста. После провала на международном конкурсе молодой музыкант пытается прийти в себя. Он долго не играет — нет сил и желания, и для того, чтобы восстановиться, подрабатывает настройщиком роялей. Вот только мужчина делает вид, что он слепой.

Люди охотно приглашают его к себе: одни думают, что человек с пороками зрения обладает обостренным слухом, другие не желают, чтобы кто-то подсмотрел за подробностями их жизни. Одной из таких клиенток становится немолодая женщина, которая скрывает от соседей страшный секрет.

«Настройщик» не просто заставляет взглянуть по-новому на триллеры, но и показывает, до чего может довести ложь ради развлечения — тем он и хорош.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: