1. Утверждение своего статуса и ценности для окружающих
В 2017 году психолог Бо Вайнгард провел любопытное исследование. Ему было интересно узнать, почему некоторые люди хвастаются своими партнерами и часто выставляют свои отношения напоказ.
Эксперимент проводился в виде опроса, в котором приняли участие 66 мужчин и 51 женщина. Бо Вайнгард уточнял, кто казался им привлекательнее: человек, пришедший на вечеринку один, с симпатичным или неприятным внешне партнером.
Результат эксперимента показал, что того, кто посетил вечеринку с внешне привлекательным партнером, участники чаще отмечали как обладателя высокого социального статуса. Вайнгард провел еще один опрос среди 41 мужчины и 82 женщин, ранее не участвовавших в исследовании, и результат оказался аналогичным. Бо поделился своими выводами:
2. Недостаток социальной осведомленности
Социальная осведомленность — это способность распознавать и интерпретировать социальные ситуации. Из-за недостатка этого навыка люди просто не понимают, как окружающие воспримут их слова и поступки. Они хвастаются не специально, так как не осознают, что перебарщивают с признанием своих достижений. Американский психолог Натали Уоткинс поясняет:
3. Желание скрыть свою неуверенность
Американский профессор психологии Сьюзан Уитборн утверждает, что за хвастовством часто скрывается неуверенность. Она рассказывает, какие признаки на это указывают:
Доктор Уитборн отмечает, что чаще всего неуверенные люди используют прием «скромного хвастовства». Это восхваление самого себя, которое маскируется под жалобу или самоуничижение. Например, человек говорит: «Я так устал быть ведущим менеджером крупных проектов» или «Терпеть не могу, когда меня показывают по телевизору».
4. Неумение использовать саморекламу
Ирен Скопилетти из Лондонского городского университета провела исследование, которое показало, что причиной привычки хвастаться может стать неумение использовать саморекламу. Это адекватное представление себя окружающим, которое основано на балансе между демонстрацией своих положительных качеств и хвастовством. Например, человек говорит: «В прошлом году я занял первое место в литературной премии» — это самореклама. Хвастовство в этом случае выглядит так: «Я долго шел к этой цели, у меня были сильные соперники, которые печатаются в крупных изданиях. Но все равно моя книга была признана лучшей, несмотря на то, что я раньше никогда не издавался».
Когда человек не понимает, где проходит грань между демонстрацией достижений и хвастовством, он проецирует свои чувства на собеседников. Как следствие, он переоценивает степень, в которой окружающие будут гордиться им или радоваться его достижениям, и недооценивает уровень их раздражения. Соответственно, его самореклама превращается в акт хвастовства, который не производит приятного впечатления, а, наоборот, заставляет собеседников испытывать к человеку антипатию.
5. Недостаток эмпатии
Майкл Нортон, ученый-бихевиорист из США, отмечает, что хвастовство может быть обусловлено недостатком эмпатии. Он говорит:
По словам Нортона, недостаток эмпатии может быть заложен в человеке с детского возраста. Так часто бывает, когда родители хвалили все, что он делал, и с гордостью рассказывали о любом его достижении всем знакомым. Он перенимает такую модель поведения и не понимает, когда хвастовство уместно, а когда нет.
Читать по теме:Что делать, если кажется, что все вокруг умнее тебя