Наука не один век пытается понять, как устроена человеческая психика. И хотя достоверно предсказать поведение людей все еще невозможно, уже появилось довольно много теорий, объясняющих, как на нас влияют те или иные события. Расскажем о психологических эффектах, знание которых может пригодиться тебе в жизни. Например, они объясняют, как правильно ставить цели, делать выбор или просить о помощи.
1. Эффект Прэтфелла
Доктор философии Станфордского университета Эллиот Аронсон проводил психологические и социологические исследования на человеке с фамилией Прэтфелл, в честь которого и назван эффект. Он заключается в следующем: люди не любят идеальных людей, которые не допускают ошибок и стараются во всем им понравиться. Напротив, большинство предпочитает, если в человеке есть какие-то небольшие индивидуальные недостатки, которые позволяют «снять его с пьедестала» и ощущать как ровню. Например, если оратор показывает небольшое волнение, то аудитория воспринимает его более тепло, чем профессионала с заученной речью, отлетающей от зубов.
Перфекционизм вреден, так что не старайся достичь недостижимого и не обвиняй себя в том, что что-то неидеально — или ты неидеальна.
2. Парадокс Буриданова осла
Чем больше вариантов выбора имеется у человека, тем сложнее ему выбрать.
Немецкий психолог Барри Шварц исследовал феномен того, насколько человек удовлетворен результатами своего выбора в зависимости от того, сколько вариантов ему было предложено. Казалось бы: чем больше, тем лучше. Однако количественная разница может быть заметна только до 4–6 вариантов, а затем чем больше их появляется, тем труднее и мучительнее решиться отмести остальные варианты. При этом даже после сделанного выбора человек мучится, а не прогадал ли он, не получая от выбора удовлетворения.
3. Эффект Пигмалиона
Чем больше ты ожидаешь, тем больший результат получишь. Ожидания формируют реальность.
Психолог Роберт Розенталь проводил психологические опыты в школах. Сначала он провел несколько тестов, чтобы выяснить уровень способностей и коэффициент умственного развития учеников. Затем разделил их на две группы: «середнячки» и «выше среднего». В последнюю очередь он обменял их результаты и сообщил их новым педагогам, что все середнячки — это блестящие головы, а умники, напротив, посредственно поддаются обучению. Хотя на самом деле всё было наоборот.
В результате педагоги стали ожидать от настоящих середнячков больших результатов и ставили перед ними крупные цели. Что удивительно: те смогли прыгнуть выше головы и оправдать ожидания, в то время как расслабившиеся отличники с целями поменьше выдавали результаты так себе. Никакого подлога оценок тут нет, так как все результаты контрольных и тестов перепроверялись и поставить оценку выше за счет любимчиков или хорошего отношения было невозможно.
Ставь перед собой «звездные» цели и не бойся их нереальности. Пытаясь превозмочь себя, ты сможешь сделать больше, чем если бы гналась за скромными показателями.
4. Свойство гиперболизации действительности
Человеку свойственно преувеличивать всё, что с ним происходит, особенно негативные моменты.
Если мы опозорились или попали в неловкую ситуацию, то можем часами себя корить, припоминать ее во всех деталях и думать, что окружающие будут помнить наш позор до скончания века. Но это далеко не так. Будем честными: самые важные люди для каждого человека — это они сами. Все неудачи других быстро забываются и не воспринимаются катастрофически.
Так что не бойся провалов и смело иди вперед, если с треском провалилась. Чтобы заработать себе дурную репутацию, надо действительно постараться! А мелкие неудачи не будут помехой и не испортят мнение людей о тебе.
5. Эффект наблюдателя
Если обратиться за помощью ко множеству людей, то они с большой вероятностью не отреагируют на твою просьбу.
В классической психологии есть весьма грустная история о женщине, которая стала жертвой изнасилования у собственного подъезда многоквартирного дома. И хотя множество людей выглянули в окно и услышали крики о помощи, увидели, что именно происходит, — никто ей не помог, так как каждый думал, что такие громкие крики уже привлекли внимание и кто-то другой позвонил в полицию.
6. Свойство субъективного запоминания
Человек обычно запоминает не конкретные вещи, а свои мысли, реакции и ассоциативные цепочки, связанные с ними.
Получается, что для глубокого запоминания человеку нужно максимально сконцентрироваться на собственных ощущениях и погрузиться в себя, отринув внешний мир. Случалось ли тебе в детстве зачитываться интересной книгой так, что ты не слышала родителей, зовущих пить чай или ложиться спать? Даже если этот эффект тебе не знаком, вспомни, как в известном фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» главный герой подготавливался к экзамену по редкому конспекту и практически выпал из реальности. Отличная и очень точная иллюстрация.
Если тебе нужно что-то выучить, то минимизируй все внешние раздражители, не планируй больше никаких дел и попроси родных и близких не беспокоить тебя. Так ты потратишь меньше времени и глубже запомнишь всё, что нужно.
Читать по теме:От Майерс-Бриггс до соционики: почему люди одержимы психологическими тестами
Интересно читать, спасибо! Последний пункт как мой портрет… Впасть в кому — так я могу назвать момент своей концентрации. Очень тяжелый процесс и тянется с самого детства, как вы и написали в статье. Осознание проблемы (а для меня это именно она) есть, но вот как всё перевернуть и с чего начать для скорейшего включения во что-то?!?
Если это действительно тяжелый процесс, который мешает, то попробуйте ставить таймер. На компьютере, например, можно настроить автоматическое выключение через полчаса или ас, а для всего остального — на будильнике или смартфоне.