С помощью местных лент можно понять если не загадку русской души, то хотя бы себя и окружающих. Делимся 7 фильмами, которые помогут в этом.
1. «Скажи ей»
Режиссер Александр Молочников рассказывает собственную историю взросления сквозь призму семейной драмы. Родители юного Саши разводятся — мать собирается эмигрировать в Америку, а отец хочет остаться на родине. Перед мальчиком встает серьезный выбор: жить с мамой и ее родней в новой стране или остаться с папой в прежнем доме.
Фильм называют сбалансированным, но не идеальным — впрочем, такова и сама жизнь. Истории, связанные с разводом, редко развиваются, как по методичке, — даже если поначалу родители уважают друг друга и принимают выбор своего ребенка. Здесь зритель видит, как члены поначалу дружной семьи, решившие расстаться экологично, забывают о негласных правилах в угоду личному счастью.
2. «Человек из Подольска»
Главный герой Николай живет в Подольске, но мечтает о европейских улочках; любит играть музыку, но вынужден зарабатывать писаниной в никому не нужной местной газете. Внезапно он, словно кафкианский персонаж, попадает в полицейский участок. Николай не понимает, почему так получилось, но, кажется, ничему не удивляется. На этом приключение не заканчивается, ведь полицейские пытаются влезть в его сознание.
«Человек из Подольска» — это олицетворение всего абсурда, который творится в современной России. В ней, констатирует режиссер-дебютант Семен Серзин, каждый гражданин изначально виновен только по факту рождения в нашей стране. Лента словно напоминает давнюю поговорку: «Был бы человек, а статья найдется».
3. «Уроки Фарси»
Эту ленту нельзя назвать русской в полной мере. Скорее она космополитична — и в этом ее сила. Здесь американский режиссер украинского происхождения объединяется с командой, собранной по всему свету, чтобы рассказать универсальную историю о выживании, понятную всем.
Еврей Жиль попадает в концлагерь. Чтобы избежать смерти, он выдает себя за перса, и ему верят. Чуть позже выясняется, что местный повар давно хотел выучить фарси, чтобы, как только закончится война, переехать в Тегеран и открыть там ресторан немецкой кухни. Жиль в стремлении выжить не просто делает вид, что знает неизвестный ему язык, — он придумывает его.
4. «Человек, который удивил всех»
Создатели «Интимных мест» Наташа Меркулова и Алексей Чупов решили изучить, на что готов пойти человек, чтобы обмануть смерть. Вышел рассказ о гендерной идентичности.
Лесник Егор, которому были по плечу и стычки с наглыми браконьерами, и попытки жить в деревне полноценной жизнью, не может выстоять перед лицом более опасного противника — онкологии в терминальной стадии. Местные и городские врачи даже не берутся за лечение. Цепляясь за все возможные способы спасти любимого, его жена Наташа идет к знахарке, а та поет песню о селезне, который обернулся уткой, чтобы отогнать от себя смерть.
«Человек, который удивил всех» рассказывает об интимной привязанности, борьбе за жизнь, нравах глухих деревень. Но главное — с ее помощью Меркулова и Чупов напоминают, что иногда важно отказываться от образа сильного человека и признавать свою слабость, ведь в этом и кроется истинная стойкость.
5. «Сентенция»
Лента с линчевской атмосферой погружает зрителя в последние месяцы (или даже годы) писателя Варлама Шаламова, прошедшего ГУЛАГ. Он доживает свой срок в доме престарелых, читает работы редким посетителям, а его личность меж тем стирается. С этим борются двое пылких последователя мастера, которые собирают по крупицам его стихотворения, рассказы, мысли.
«Сентенция», названная в честь одного из рассказов Шаламова, откровенно мрачная, гнетущая и даже в чем-то хтоническая. Ее мир смыкается стенами больничной палаты, и единственная возможность выйти наружу — воспоминания писателя.
6. «Иччи»
Обычно российские хорроры — это сомнительное удовольствие, однако мы бы посоветовали дать этому фильму зеленый свет. Это проект якутского режиссера Костаса Марсана, основанный на местных легендах. С его помощью создатель не только рассказывает о мотивах, непонятных большинству зрителей, но и привлекает внимание к нишевой культуре.
Иччи — это духи, подобные японским ками. Они живут в предметах, реках, полях, дожде и буре. С одним из таких сталкивается молодая семья, приехавшая к берегу Лены. Пока они пытаются разобраться, что вообще происходит, зрители получают возможность увидеть конфликт между деревней и городом, предубеждениями и отсутствием всякой веры, логикой и опорой на древние нравы.
7. «Глубже!»
Об этой комедии говорили в 2020-м все кому не лень, однако пусть тебя не смущает этот хайп. «Глубже!» — это традиционный русский абсурд в чистом виде, и он усиливается благодаря тому, как создатели подали финал. Впрочем, обойдемся без спойлеров.
Театральный режиссер Роман Петрович, дотошный зануда, остается без работы. После долгих раздумий он все же идет в порно-индустрию и полностью меняет ее. Решив для себя, что сексу нужно больше глубины, Роман Петрович требует этого же и от актеров, прорабатывая с ними характеры героев, переделывая диалоги эротических фильмов, над которыми привыкли смеяться, и превращает adult-кино в произведения «как у Тарковского, только интересные».
Уровень бреда в сюжете нарастает с каждой минутой, но это, как ни странно, затягивает. Сразу предупреждаем — картина может понравиться, если зритель готов не искать в ней особого смысла.