1. Подумай о причинах
Чтобы справиться с человеком, который пытается испортить твою репутацию, нужно понять, почему ему это нужно. Если так происходит на работе, мотивом может быть денежная выгода или продвижение по службе.
В других случаях люди могут поступать так из-за личной неприязни, зависти или в попытке нам отомстить. В любом случае попытка подорвать чью-то репутацию выдает человека, который испытывает ощущение незащищенности и неуверенности в себе. Чем лучше ты поймешь причины поведения человека, который пытается испортить о тебе впечатление, тем легче будет ему противодействовать или завести об этом разговор.
2. Поговори один на один
Некоторые люди стараются выставить нас в дурном свете, когда вокруг много свидетелей. Но разводить конфликт на глазах у окружающих не стоит — он может понять, что тебя задели его слова. Или, например, люди могут оказать поддержку не тебе, а ему или просто решить, что твоя бурная реакция подтверждает то, что сказал обидчик.
Если хочешь выяснить отношения с человеком, делай это один на один. Сообщи, что если у собеседника есть какие-то опасения, неприязнь или предпосылки, чтобы подрывать твою репутацию в глазах окружающих, пусть честно выскажет тебе это в глаза. Можешь предположить сама, что стало причиной его поведения и попросить объяснить позицию. Избегай гнева или обвинений собеседника. Старайся сделать разговор спокойным и конструктивным.
3. Не переводи все в шутку
Можно перевести в шутку неуместный комментарий, если он не подрывает твою репутацию. Однако, не во всех случаях.
К примеру, это может показать собеседнику не твою способность посмеяться над собой, а неумение отстоять свою позицию и защититься. Относись серьезно к такому негативному поступку другого человека и проявляй соответствующие эмоции. Собеседник может сказать, что просто пошутил или дал комментарий ради развлечения. Не улыбайся в ответ и не принимай его слова.
4. Пресекай ложь
Представь ситуацию: ты встречаешься в кафе с деловым партнером и его коллегой. Партнер обращает внимание на твой сдержанный внешний вид. Затем он открывает меню, просматривает блюда и как бы ненароком замечает, что все очень дорогое и, возможно, ты себе не сможешь это позволить.
Ты чувствуешь себя злой и готова резко ответить, что он неправ. Но слишком активная защитная позиция в подобных случаях неуместна. Это даст понять оппоненту, что он либо задел тебя за живое, либо оказался прав. Пресеки его поведение фразой: «Я пришла сюда, чтобы помочь нам всем заработать деньги, а не демонстрировать, что они у меня уже есть».
Остроумный ответ и намек, что собеседник лжет, обескуражит и заставит замолчать.
5. Не будь слишком доброй
Нарциссы, токсичные люди, манипуляторы и сплетники делают своими жертвами тех, кто не может постоять за себя. И зачастую они выбирают именно добрых, прощающих и понимающих людей, чтобы с ними взаимодействовать.
Постарайся умерить любезность по отношению к тем, кто неуважительно относится к тебе или пытается разрушить репутацию. Научись говорить им «нет», перестань чрезмерно сострадать или пытаться войти в их положение. Чем больше ты будешь позволять, тем сильнее будет их влияние. Важно пресекать попытки воспользоваться твоими лучшими качествами в собственных интересах.
6. Научись не принимать все на свой счет
Не позволяй критике и токсичному поведению других людей стать причиной понижения твоей самооценки. Не принимай их на свой счет. Вместо того чтобы искать недостатки после слов обидчика, нужно защищать себя, противостоять ему один на один. А также расширять свои возможности и четко определять границы.
7. Поставь собеседника в неловкое положение
Заставь собеседника, который пытается подорвать твою репутацию, выглядеть отчаявшимся и жалким в глазах окружающих. Этот способ достаточно радикален, но действенен, особенно если неприятная ситуация происходит в компании нескольких человек.
Спокойно укажи на то, что человек, пытающийся тебя дискредитировать, просто нездорово одержим тобой. Например, если он делает замечание на счет твоего характера, ответь: «Спасибо за бесплатный психологический анализ и такое значительное беспокойство. У меня все в порядке. И ты себя береги».
Этот пример показывает, как эффективно вернуть собеседнику негатив и при этом не «потерять лицо» в глазах окружающих. К тому же, они смогут обратить внимание на его поведение и задуматься, что в последующем может быть направлено и на них.