Культура
26 августа, 2021

7 вещей и традиций, которые люди сильно переоценивают

Одни вещи вытягивают из человека силы, другие - средства. Их объединяет то, что они страшно переоценены.
Есть вещи, о которых действительно стоит позаботиться: здоровье, качество жизни, базовый комфорт, самообразование. Порой человек придает слишком большое значение определенным ситуациям, предметам, концепциям и даже людям. Вот некоторые вещи, которые возводятся в культ — хотя не стоило бы.

1. Детские товары и праздники

Речь идет о помпезных вечеринках в честь выписки, гендер-пати, торжествах в честь первого года жизни, а также предметах, которыми ребенок воспользуется в лучшем случае раз в жизни. Обычно родители, устраивая подобные мероприятия, убеждены, что делают это для малыша. Однако они забывают, что дети практически не запоминают события, которые случились в их жизни до 4–5 лет, — и точно не смогут сказать, какой торт был на первом дне рождения.

Сказать, что праздники, посвященные ребенку, проводятся для того, чтобы порадовать родителей, тоже сложно. Организации, которые производят товары и оказывают услуги для детей, нередко играют на комплексах начинающих мам и пап. Они активно продвигают в медиа мысль, что по-настоящему любящий родитель непременно купит малышу бесполезную игрушку, джинсы, из которых он вырастет уже через месяц, или отпразднует прорезывание первого зуба — хотя малыш даже не поймет, что это было.

Действительно, каждый любящий родитель желает дать своему ребенку все лучшее, однако не стоит забывать, что корпорации пользуются этим стремлением в своих интересах, предлагая совершенно ненужные вещи.

2. Свадьбы и похороны

Оба мероприятия обходятся людям слишком дорого. Чтобы устроить неплохую свадьбу, придется отдать хотя бы 300 тысяч рублей — эти деньги молодожены могли бы потратить на отдых или первый взнос за собственное жилье. То же касается и стандартных похорон — за них россияне отдают от 40 до 100 тысяч рублей.

Меж тем обычаи, которые относительно недавно стали традициями, не всегда важны. В погоне за идеальной свадьбой, к которой женщин настраивают едва ли не с детства, люди отодвигают на второй план главное — эмоции. Например, во время карантина парам приходилось справлять свадьбу без сотни гостей, пышных платьев и даже фотографов — при этом они смогли насладиться процессом.

Читать по теме:Свадьба в карантине: как люди женятся в условиях пандемии

Устраивая похороны, некоторые люди готовы купить самый дорогой гроб и заплатить танатопрактикам любые деньги, чтобы те накрасили умершего так, будто он все еще жив. Их можно понять: таким образом они показывают свою любовь к ушедшему человеку. Ритуальные бюро, наживаясь на страданиях клиентов, нередко делают огромную наценку на товары и услуги.

При этом стандартные похороны не только дороги, но еще и вредны для экологии. В качестве альтернативы люди могут выбрать менее опасные способы проводить близкого — например, кремировать тело или даже превратить в коралл, чтобы тот дал новую жизнь.

3. Успешность

Практически каждый стремится к счастью. Однако в погоне за мечтой люди нередко сталкиваются с фрустрацией — например, когда живут жизнью, которая им не подходит. В 1960-х Бетти Фридан писала о тысячах американок, уставших от одноэтажной Америки с царящими в ней нравами: не всем нравилось быть вечно красивыми и улыбчивыми домохозяйками. На этом фоне они ощущали кризис идентичности — им казалось, что они не состоялись как женщины, хотя на самом деле их изначально впихивали в неподходящие рамки.

Нечто подобное можно встретить и сегодня — правда, от фрустрации страдают все. Есть люди, которые живут с мыслью, что у них должен быть лучший дом, самый красивый партнер, престижная работа, идеальная машина, смартфон последней модели. Ради этого они готовы влезать в кредиты, терпеть неинтересных, но приятных внешне спутников, трудиться до последнего в компании, которую ненавидят всей душой. Вместо того чтобы попробовать найти свой путь, они живут чужими мечтами.

В успехе как таковом нет ничего ужасного — только вот стоит понимать, что у каждого он свой: не следует требовать от разных людей одного и того же. Некоторым действительно по душе стремиться к миллионам и гнаться за новыми машинами. Другим по нраву жизнь за городом и ведение хозяйства. Кому-то и вовсе хочется стать кочевником, путешествуя по всему свету. Когда человек понимает, к чему он идет и какие мотивы движут им, можно сказать, что он живет так, как хочет. Когда люди стремятся ко всему лучшему только ради того, чтобы оно было, стоит задуматься, этого ли они желают на самом деле.

4. Соцсети

Во многом этот пункт перекликается с культом успешного человека. Соцсети как инструмент полезны: мы общаемся с друзьями, живущими в любом уголке планеты; можем быстро списаться с коллегой, а не ждать, когда он перезвонит, или показать вещи собственного производства, чтобы заработать на них.

Однако в последние 10 лет соцсети превратились из инструмента для упрощения жизни в предмет культа. Дети с ранних лет мечтают стать блогерами, чтобы обрести славу. Взрослые порой готовы на любой поступок, чтобы запомниться окружающим. Общество давно живет в культуре селфи, в которой сплелись теории Сьюзен Сонтаг и Эриха Фромма. Не сфотографировал — значит ничего не было. Не выложил селфи — не напомнил фолловерам о своем существовании. Не был в сети — окружающие решили, что ты умер. Это лишний раз подтверждают видеоролики, которые снимали погибшие беженцы из Афганистана. Даже оказавшись на шасси и рискуя разбиться, они снимали последние минуты своей жизни.

Соцсети важны, однако порой их важность переоценена. Находятся люди, которые видят в них целый мир, где можно надолго застрять. Вместо этого мы все можем воспринимать их как средство для достижения целей — и не более.

5. Слежка за знаменитостями

Сами звезды порой действительно приносят пользу обществу, занимаясь благотворительностью и говоря о важном на весь мир. Вот только слежка за каждым их шагом заходит слишком далеко.

Люди могут не обращать внимания на слова компетентного специалиста, когда речь заходит о питании, спорте или даже ведении быта, зато знаменитость, по их мнению, точно не посоветует плохого. Меж тем они тоже могут ошибаться или даже насаждать опасные идеи, пользуясь своим положением.

Не нужно забывать, что звезды могут поднимать темы, которые на самом деле им неинтересны, — просто именно они могут повысить влияние или дать больше денег. Словом, не стоит недооценивать усилия селебрити, но и слушать каждое их слово с замиранием сердца тоже не нужно.

6. Учеба в университете

Некоторые специальности действительно стоит осваивать в вузе: вряд ли ты доверишься врачу без диплома. Однако есть профессии, в которых важна не столько теория, сколько опыт и общение с практиками — например, журналистика, программирование, дизайн, управление. Беда в том, что многие российские университеты до сих пор учат по устаревшим программам и методикам. Обычно студентам приходится выслушивать 1,5 часа скучнейшей лекции. В лучшем случае пары у них будет вести молодой преподаватель, который сможет хотя бы привлечь интерес к предмету.

Кроме того, человек может освоить нужные навыки в онлайн-школах, пройдя курс или даже найдя все нужное в свободном доступе. Немного практики — и вот он уже неплохой тестировщик или копирайтер.

Скорость получения профессии отнюдь не обесценивает ее: иногда люди могут не спать ночами, чтобы узнать все необходимое. Отчасти то же можно сказать о студентах, которые не определились, чего им хочется. В их случае вуз — это 4–6 лет передышки, во время которой им ничто не мешает попробовать новые направления. Более того, есть специальности, в которых без должного образования никак не обойтись. Однако не стоит делать получение диплома самоцелью: важны навыки, приобретенные человеком, а не бумажка о том, сколько лекций он прослушал и как много экзаменов сдал на отлично.

7. Товары для женщин


Здесь в игру вступает «налог на розовое». Это явление, из-за которого женские товары стоят на 10–15 % дороже мужских. Они могут обладать теми же характеристиками — как, например, бритвенные станки. Однако при этом женщинам как будто приходится платить еще и за то, что они выбирают товары, нацеленные на них.

Считается, что тем самым покупательницы компенсируют затраты на рекламу. Но порой дело в том, что женщины — более активные потребители, на этом и играют крупные компании. Кроме того, дамам приходится платить за поддержку гендерных стереотипов — хотя синяя бритва или шампунь с запахом хвои вовсе не сделают из них мужчин.

Читать по теме:Налог на розовое: где женщины платят больше мужчин

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: