1. Нарисованные лямки в 1800
В викторианскую эпоху самый большой скандал, связанный с женским бюстгальтером, был связан не с тем, как реальная женщина была одета, а как она была нарисована. Портрет мадам X, созданный Джоном Сингером Сарджентом, изображал женщину в черном платье с глубоким вырезом и одной лямкой, сползающей с плеча. Возмущение картиной было настолько сильным, что художнику пришлось сбежать из города, а его карьера была разрушена. Но прежде, чем он покинул Францию, ему приказали пририсовать лямки к плечам женщины.
И дело было не в том, что декольте слишком глубокое. Общественность возмутили именно оголенные плечи. Женщина была изображена аристократкой, и соскользнувшая лямка была тем, к чему общество еще было не готово. Автор книги «Встреча с Сарджентом» Дуглас Рис писал:
Женщина на картине не заботилась о том, что выглядела раскованно, и это вызывало беспокойство.
2. Корсетные штрафы на Диком Западе
Поскольку женщины были заняты поисками золота и управлением ранчо на Диком Западе, их платья становились все проще и расслабленнее, чтобы было удобно двигаться. Но их желание носить практичную одежду не означало, что общество было готово это принять так просто.
Девушки носили платья со скромными вырезами или даже высокими воротниками, но совершенно игнорировали корсеты. Если они так одевались дома или на полях – на это смотрели сквозь пальцы. Однако если женщина выходила в город в таком виде – вполне могла вернуться домой с крупным штрафом в руке. В Северной Дакоте и Орегоне в 1880-х годах в городах на стенах висели таблички, предупреждающие: если женщины будут носить одежду без корсета на публике, то это напугает лошадей и разрушит бизнес. Даже парнокопытные высказывали недовольство.
3. Обтягивающие свитера в Голливуде
Раньше в фильмах показывали полуголых старлеток, прячущихся под простынями, а главные героини носили исключительно глубокие вырезы. Но в середине века Голливуд был охвачен модой на бюстгальтеры в форме конусов, так что кастинговые компании говорили не появляться на прослушивании, если размер актрисы был меньше 38.
Но при этом режиссерам нужно было убедиться, что это не было «чересчур». Формы – это хорошо, а оголение и декольте – нет. Люди не могли смотреть на пышные формы, но в то же время хотели их видеть. Пришлось решать и такую задачку.
4. Баллет-лифчики в 1950-х
Насмотревшись голливудских фильмов, обычные девушки начали покупать кашемировые свитера, чтобы подчеркнуть свою собственную грудь. И несмотря на то, что зрителям нравилось видеть бюстгальтеры-конусы в кино, это не значило, что им нравилось это на своих дочерях и соседках.
Женщины воспринимали это как новую моду и забавный способ подчеркнуть фигуру, но некоторые посчитали это падением нравов. Начальник полицейской службы Харви Дж. Скотт однажды заявил:
Доктора же в тот момент заявляли, что любой человек может стать сексуальным преступником при таких обстоятельствах, и виной этому заостренные бюстгальтеры. Считалось, что они соблазняют мужчину, так что он не может контролировать свою страсть и совершает изнасилование. Бюстгальтеры – вот причина всех бед.
5. Протесты против купальников
Руди Гернрейх была создателем самых скандальных вещей той эпохи: монокини, бюстгальтеры с точками на сосках и без косточек. Она не просто создавала одежду для удобства, но и стремилась к продвижению равенства и политических взглядов. Она хотела помочь обществу преодолеть ограничения и взгляды на половые различия.
Эффект был неожиданным: люди заявляли, что нужно запретить купальным костюмам быть выше колена. Гернрейх подверглась всеобщему осуждению, но продолжала отстаивать свою точку зрения.
6. Стигматизация лямок
Несмотря на то, что в 70-х годах женщины добились больших прав, в обществе существовало достаточно табу, связанных с лямками бюстгальтера. Показывать их – словно показывать свои трусы. Так считали люди в те годы.
Фабрики стали выпускать новые покрои платьев и свитеров, которые бы закрывали лямки, или сочетались с ними. Если же кто-то нарочно показывал, какого цвета белье на ней, тогда она была очень смелой женщиной.
7. Стриптиз со спортивным лифчиком
На чемпионате мира в 1999 году Брэнди Честейн забила лучший пенальти в истории США. Стадион замолк: она сорвала с себя футболку и начала размахивать ей в воздухе, как это часто делают мужчины-футболисты. Но ни у одного из них не было спортивного лифчика, в отличие от Брэнди, и это свело людей с ума. Кто-то, конечно, продолжил аплодировать, но многие зациклились на ее теле.
Это переросло в продолжительную дискуссию: разве она разделась? Показала свою грудь? Но нет, все было закрыто. Однако обществу показалось слишком неприличным, что люди видели только ее грудь, а не победу.