К счастью, дислексия поддается корректировке, если ее выявить достаточно рано. О том, как понять, что у твоего ребенка может быть это состояние, ты узнаешь из нашего материала.
1. Проблемы с развитием мелкой моторики
Совокупность координированных движений пальцев, которая называется мелкой моторикой, достигается совместной работой зрительной, нервной, костной и мышечной систем. При дислексии развитие мелкой моторики может нарушиться из-за особенностей работы мозга. Ребенку сложно писать, он будет делать это медленно.
Обрати внимание на то, как он держит ручку — часто дети с дислексией захватывают ее в кулак, а не зажимают между пальцев. Также заметно страдает и почерк — он неразборчивый, буквы получаются разного размера и наклона.
Дислексия проявляется и в повседневных мелочах. Ребенку может быть сложно застегивать пуговицы и молнии, чистить зубы, удерживать в руках мелкие вещи.
2. Проблемы с рифмами и двойным смыслом
Стихи помогают детям быстрее запоминать информацию и обучаться. Но ребенку с дислексией трудно даются подобные занятия. Им трудно повторять стихи и учить их вслух, а также распознавать рифмованные модели. Они плохо понимают, почему некоторые слова созвучны с другими, и не могут придумать рифмы самостоятельно.
Эти трудности являются результатом того, что им трудно разбивать слова на отдельные звуки.
Также дети с дислексией испытывают проблемы с переносными значениями и двойным смыслом слов. Они не воспринимают некоторые шутки, которые на этом основаны, а просто не улавливают связь между словами. Например, когда мы говорим «раз плюнуть» в отношении какого-то дела, или, что у кого-то «каменное сердце», мы можем поставить ребенка с дислексией в тупик.
3. Путаница в звуках и буквах
При произнесении длинных слов дети с дислексией могут путать буквы и звуки, а также смешивать их. Это происходит даже тогда, когда они называют привычные и не сложные сами по себе слова.
Также они могут путать порядок букв при чтении и письме. Например, переставлять их местами или заменять похожими.
4. Неправильное использование слов
Дислексия влияет на то, как мозг обрабатывает язык. Из-за этого ребенку может быть сложно ассоциировать правильные слова с объектами и символами. В результате он может забыть правильное слово для описания чего-либо. Это может привести к тому, что ребенок будет использовать общие термины, такие как «вещь» или «это» вместо названий объектов.
Детям с дислексией может быть трудно использовать простые слова при составлении предложений как в письменной, так и в устной речи. Они придумывают предложения и вводят в них слова, которые не подходят по смыслу или не раскрывают суть того, что они хотят сказать. Мы, в свою очередь, исправляем эти предложения, но сталкиваемся с подобным снова и снова.
5. Задержка речи
По сравнению со сверстниками, у детей с дислексией может наблюдаться задержка развития речи. Часто это один из первых признаков заболевания. В некоторых случаях такие дети не начинают говорить до трех-четырех лет.
6. Сложности с запоминанием последовательностей
Из-за нарушения мозговых процессов, детям может быть сложно запоминать последовательности. Например, повторить алфавит от а до я или посчитать до десяти. Также сложности возникают со днями недели, месяцами или перечислением предметов, которые он видел раньше.
7. Нежелание читать
Дети с дислексией могут наотрез отказываться от чтения, но не из-за лени, а из-за сложностей самого процесса. Они будут постоянно отвлекаться или стараться найти другие важные дела. А иногда придется столкнуться с детской истерикой по этому поводу.
Конечно, многие дети просто ленятся, предпочитая заниматься другими, более интересными делами, но при совокупности факторов, это может быть одним из признаков дислексии.
8. Им трудно решать математические задачи
Хотя принято думать о цифрах и буквах, как о двух разных вещах, мозг склонен относиться к ним одинаково, особенно когда они записаны. Точно так же, как у человека с дислексией возникают проблемы с расположением букв в любом данном слове, у него могут быть такие же или подобные трудности с расположением чисел и символов в математической задаче. Конечно, у многих людей есть проблемы с математикой, которые не имеют ничего общего с дислексией, но если они наблюдаются постоянно и дополняются аналогичными проблемами с буквами, то скорее всего являются симптомом этого нарушения.