Образ жизни, Психология

8 советов, как реагировать на критику с пользой для себя

0
Критика может злить и раздражать. Нередко хочется ответить на нее колкостью, сарказмом или указать на недостатки собеседника. Но это не лучшее решение, которое часто становится причиной конфликта. О том, как реагировать на критику здоровым образом, рассказываем в материале.

1. Определи характер критики

Критика может быть конструктивной, то есть основанной на фактах и доводах. И деструктивной — она не обоснована, ошибочна и нередко предназначена исключительно для того, чтобы принести боль.

Научись различать характер критики. Если собеседник приводит веские аргументы, указывает на конкретные ошибки, предлагает оптимальные варианты решения проблемы, то стоит прислушаться к его словам. Но не принимать их близко к сердцу и не воспринимать как укор. В этом случае стоит сделать выводы и принять решение, как поступать дальше.

Но если понимаешь, что критика отражает негативные намерения собеседника, звучит нетактично и унизительно, то стоит поступить по-другому. Проанализируй, какие мотивы могут за ней скрываться и стоит ли прислушиваться к словам человека. Контролируй свои эмоции, восприми его сообщение со спокойствием и достоинством. И напомни себе, что слова окружающих никак не должны определять твою самооценку и отношение к себе.

2. Не оправдывайся

Стоит воспринимать критику спокойно, не бросаясь оправдываться перед собеседником. Во-первых, такое поведение часто воспринимается, как показатель неуверенности. А во-вторых, оправдания прерывают разговор и лишают тебя возможности дослушать мнение человека напротив. Из-за этого ты можешь упустить важные детали или предложения, которые он хотел озвучить.

3. Поделись своим мнением


Не каждый человек умеет поставить себя на место другого. И тот, кто критикует, может не понимать твоих мотивов, а также отношения к сложившейся ситуации. Поэтому стоит поделиться с ним своим мнением. Делать это нужно спокойно, рассудительно, приводя понятные и веские доводы.

Возможно, обмен мнениями приведет к конструктивному решению проблемы или компромиссу. Но бывают ситуации, в которых придется постоять за себя. О том, как научиться это делать, мы рассказывали здесь.

4. Поблагодари собеседника

Если критика была конструктивной, стоит поблагодарить собеседника за честность. Пусть человек, проявивший доброе намерение, знает, что ты его оценила. Приведем примеры слов благодарности, которые можешь сказать:

  • спасибо за твою честность, я это очень ценю;
  • мне нравится, что ты стараешься сделать меня лучше, я прислушаюсь к твоим словам;
  • мне приятно, что мы можем открыто это обсудить;
  • я ценю, что ты поделился со мной своим мнением.

5. Задавай дополнительные вопросы

Чтобы выяснить, конструктивна ли критика собеседника, стоит задавать дополнительные вопросы. Также этот метод помогает поставить в тупик тех, кто критикует тебя необоснованно.

К примеру, коллега говорит, что ты не справляешься со своими рабочими обязанностями. Предложи подтвердить его утверждение фактами: отчетами о работе, результатами за месяц. Если он готов подкрепить слова аргументами, то выслушай и прими их к сведению. А если нет — игнорируй и продолжай заниматься своими обязанностями.

Бывает, что дополнительные вопросы помогают критикам понять, что их претензии необоснованны, и извиниться перед тобой.

6. Игнорируй

Резкая необоснованная критика может привести к разочарованию, беспокойству. Из-за нее появляются мысли о том, чтобы отказаться от любимого дела. Один из способов справиться с деструктивной критикой — игнорировать ее.

Так поступают многие знаменитые люди. К примеру, группу The Beatles в рассвет их карьеры жестко критиковали, называли их музыку плохой, публично сжигали их пластинки. И участники группы не сделали ничего, чтобы ответить на это. Они продолжали играть, записывать альбомы и стали одними из самых влиятельных людей в истории музыки.

7. Учитывай предложения, а не тон обратной связи


Некоторые люди очень эмоциональны, когда кого-то критикуют. Но стоит обратить внимание не на то, как они подают критику, а на предложения, которые они озвучивают.

Старайся реагировать на обратную связь не как на попытку конфронтации, а как на способ донести свои мысли. Но стоит так поступать только тогда, когда понимаешь, что критика конструктивна и обоснована.

8. Скажи, что тебе нужно время, чтобы обдумать услышанное

Не стоит давать обещание, что исправишься, сразу после того, как услышала критику, особенно если не совсем с ней согласна. Выиграй себе немного времени.

Скажи, что вернешься к разговору позднее, потому что тебе нужно обдумать слова собеседника. В это время можешь продумать свою речь, аргументы и доводы, чтобы противостоять ему. Или подумать, как будешь поступать дальше.

Читать по теме:Образ жизни, ПсихологияКак понять, что ты предвзято относишься к чему-то