1. Говори короткими и конкретными словами
Человек, оказавшийся в трудной ситуации, может испытать шок. В этом случае лучшее, что ты можешь сделать — говорить короткими фразами и давать четкие указания.
Так как из-за шока мы теряем связь с реальностью, этот метод поможет упростить ситуацию и даст возможность пострадавшему быстрее скоординироваться. Когда это произойдет, ты можешь приступать к менее механическим действиям. Например, предложить ему восстановить дыхание при помощи специальной гимнастики и поговорить по душам.
2. Дай ему возможность высказаться
Когда люди рассказывают о своих проблемах, они не всегда делают это для того, чтобы получить совет. Иногда, попав в трудную ситуацию, они просто нуждаются в том, чтобы кто-то выслушал их.
Если хочешь поддержать близкого человека, дай ему возможность рассказать о своих проблемах. Не пытайся перевести диалог на тему собственных переживаний или давать один совет за другим. Помни, что для того, чтобы быть хорошим другом, иногда нужно просто слушать.
3. Оставайся в состоянии покоя
Человека, впавшего в истерику, успокоить не просто. Но если хочешь сделать это, тебе нужно иметь собственную внутреннюю устойчивость. Сохраняя спокойствие в общении с тем, кто находится в неуравновешенном состоянии, ты поможешь ему замедлиться и успокоиться.
В критических ситуациях, чтобы вернуть человека в реальность и остановить его истерику, можно побрызгать на него холодной водой. Иногда помочь в этом могут и легкая пощечина или обездвиживающее объятие. Но в этом случае важно знать, с какой именно травмой столкнулся человек, чтобы не сделать ему хуже.
4. Задавай ему уточняющие вопросы
В состоянии шока человек не готов анализировать происходящее и строить конструктивный диалог. Но если тебе уже удалось немного успокоить его, ты можешь задать несколько уточняющих вопросов.
Это позволит вам вместе погрузиться в травмирующую ситуацию, но при этом оставаться в безопасной среде. Если понимаешь, что углубление в проблему только ухудшает ситуацию, предложи человеку стакан простой воды или напиток с лимоном. Это поможет ему успокоиться, так как когда мы пьем, на подсознательном уровне понимаем, что нам никуда не нужно бежать и мы находимся в безопасности.
5. Предложи ему прогуляться
Исследования, проведенные зарубежными учеными, подтверждают, что ходьба, как и другая физическая активность, помогает снять стресс и улучшает настроение.
Если хочешь помочь другу, столкнувшемуся с трудной ситуацией, предложи ему отправиться на прогулку. Даже если он не готов к тому, чтобы преодолеть большое расстояние, 10 минут, проведенные на свежем воздухе, помогут ему успокоиться.
Но настаивать на совершении каких-то действий не стоит. Если человек пока не готов выйти из квартиры, прими его отказ и постарайся найти другой способ, чтобы помочь ему.
6. Постарайся переключить его внимание
Если у тебя нет возможности лично встретиться с человеком, который нуждается в твоей поддержке, постарайся оставаться с ним на связи и переключить его внимание.
Дело в том, что когда мы фокусируемся на окружающих нас в момент тревоги деталях, это помогает замедлиться. Поэтому, чтобы успокоить человека, ты можешь задать ему несколько подобных вопросов:
- Что ты сейчас видишь перед собой?
- Есть ли рядом с тобой люди?
- Насколько высокие дома тебя окружают?
- Если ли рядом с тобой животные?
Банальные, но отрезвляющие вопросы помогут твоему собеседнику переключить фокус внимания и вернуться в реальность.
7. Предложи конкретную помощь
Люди, оказавшиеся в трудной ситуации, в большинстве случаев нуждаются в помощи и поддержке близких. Но не все из них могут прямо сказать об этом. Поэтому, если хочешь успокоить друга и проявить участие, предложи ему конкретную помощь.
Например, ты можешь отправиться к нему и приготовить обед. Либо взять на себя часть повседневных обязанностей, избавление от которых хотя бы на время облегчит твоему другу жизнь.
8. Откажись от оценочных суждений
Если хочешь успокоить человека, попавшего в трудную ситуацию, постарайся не давать никаких оценок произошедшему. Вряд ли он, и так столкнувшийся с неприятностями, готов выслушивать критику в свой адрес и твои оценочные суждения.
Помни, что твоя главная задача — сделать так, чтобы человек хотя бы на время почувствовал себя лучше.