Тренд вновь приживается и в России. Разбираемся, как работают современные сервисы по аренде одежды, что вновь заставило их появиться и насколько сильно на них повлияла пандемия.
Поначалу такие сервисы напоминали о тяжелых временах
Первое время, объясняет в беседе с «РБК» основатель сервиса Aiwona Алексей Федосеев, шоурумы, в которых можно было арендовать одежду, ассоциировались у клиентов не со способом спасти экологию и даже не с антикризисной мерой. Чаще всего потенциальные пользователи вспоминали о советском детстве. Люди нередко ютились в коммуналках, соседствуя с несколькими семьями, донашивали вещи за старшими и не могли даже думать о личном пространстве.
В 2000–2010-х россияне получили возможность покупать столько одежды, сколько им хочется: все ограничивалось личной фантазией и размерами кошелька. Для них шоппинг был равносилен не просто приобретению вещей, но получению тотальной свободы. В таких условиях им не всегда хотелось пользоваться услугами арендаторов одежды: слова о том, что человек лично купил тот самый костюм от Gucci, повышали его социальный статус, тогда как упоминание проката заставляло собеседников недоумевать.
Все изменилось во второй половине 2010-х. Экономика к тому времени все еще не оправилась от очередного кризиса, да и мировая общественность заговорила о климатической катастрофе. К 2021-му ситуация лишь усугубилась.
Сегодня, отмечает создательница телеграм-канала о ресейле «Ничего нового» Таня Нудельман, производится больше 150 млрд предметов гардероба — это на 400% больше, чем в начале века. Цифра до сих пор растет: обозреватели полагают, что потребление вещей увеличится в 2 раза.
Современному человеку все так же хочется наряжаться, но ему не всегда хватает на это средств. Если же есть деньги, вмешивается эко-повестка.
Теперь аренда одежды не кажется странной
Более того, владельцы подобных сервисов придумывают интересные альтернативы. Большинство шоурумов придерживается стандартной модели, при которой каждой вещи назначается определенная стоимость, зависящая от статуса бренда, сложности кроя, качества одежды. Так работают шоурумы вроде Dress up Bar, Story Dress, Rentmania.
За рубежом же больше 10 лет пользуется спросом другая схема, в основе которой лежит подписка. Например, пользователь американского сервиса Rent the Runway ежемесячно платит 159 долларов за возможность брать в аренду спортивную, повседневную и деловую одежду от крупных брендов. Количество раз, когда клиент может пользоваться услугами шоурума, не ограничено.
Эту модель недавно взял на вооружение московский секонд-стор Svalka. За 3 000 рублей в месяц пользователь, как заявляет сам бренд в своем инстаграме, может «менять вещи хоть каждый день».
https://www.instagram.com/p/COYAbY2nNO5/
Также существует длительная аренда аксессуаров. Американский проект Rebag в свое время запустил программу Infinity Exchange: она работает до сих пор. Участники программы могут взять напрокат одну из сумок, внеся залог в размере полной стоимости вещи. Если они сдают аксессуар не позднее, чем через год после покупки, к ним возвращается 70–80% стоимости.
Аренда не сможет побороть стремление потреблять, но снизит ущерб экологии
В российском сегменте существуют даже сервисы, которые отдают напрокат повседневные вещи и костюмы для детей. Так работают петербургский сервис аренды повседневной одежды МО и стартап NextGeneration 22. Владельцы шоурумов рассчитывают, что с их помощью люди смогут реже покупать вещи от масс-маркета, а значит — реже их выкидывать и меньше вредить окружающей среде.
Сервисы вроде Vecher также взращивают в своих клиентках осознанность. Они берут на реализацию люксовые платья девушек, купленные на один вечер, и дают возможность клиенткам взять их напрокат. Часть вырученных средств они перечисляют бывшим владелицам нарядов.
Кажется, что такие шоурумы окончательно избавят нас от проблемы перепроизводства. Увы, это не совсем так. Несмотря на то, что сама концепция существует несколько десятилетий, в России она до сих пор едва развита. Не все люди понимают ценность аренды вещей. Те же, кому по душе затея, порой боятся отдавать свои деньги неизвестным шоурумам.
Кроме того, сервисы не всегда справляются с нагрузкой. Известен пример с Rent the Runway: осенью 2019-го, сообщал The Blueprint, шоурум отправлял вещи с сильной задержкой. В какой-то момент он и вовсе приостановил работу, из-за чего многие клиентки не получили вовремя одежду, предназначенную для празднования торжеств.
При этом и потребители, и арендаторы способны справиться с данными недостатками: в этом помогут увеличение штата работников в магазинах, сарафанное радио между клиентками и заказ одежды на опережение. Этим, по-видимому, и руководствуются британские сервисы и их клиенты.
Так, основательница By Rotation Эшита Кабра-Дэвис рассказала The Guardian, что ее магазину удавалось выходить на самоокупаемость даже во время карантина и сразу после снятия локдауна. Клиентам как никогда хотелось блистать на семейных мероприятиях, но при этом у них не хватало средств на покупку. На помощь приходили сервисы по аренде.
Как будет развиваться рынок проката одежды ближайшие несколько лет, неизвестно: в этой сфере сложно делать прогнозы. Однако, как отмечает фэшн-активистка Кэрин Франклин, люди все чаще стремятся к этичному использованию вещей. Им, конечно, хочется вступать в долгосрочные отношения с одеждой и приобретать ее навсегда, однако тенденция с арендой становится все более заметной.