Культура

Что нужно знать о Колетт — бунтарке, бисексуалке и провокационной писательнице

0
За последние 60 лет о жизни французской писательницы Сидони-Габриэль Колетт было написано больше тысячи биографий. Но хоть каждый из них и запечатлел важные события ее жизни, все же некоторые ее поступки и мотивы были интерпретированы в соответствии с представлениями авторов. В ранних биографиях, написанных после смерти Колетт, та описывалась как жертва, которая пыталась оправиться от жизни с мужем-абьюзером, а после развода была загнана «на сцену, в нищету и женские руки».
Чуть позже биографы писали о ней как о подростке-провокаторе, решительной феминистке и непревзойденной артистке. Сейчас же ее чаще всего называют «прогрессивной женщиной, которая бросила вызов всем традиционным моделям поведения, не боялась перевернуть сексуальные роли и была благословлена талантом выживания».

В любом случае, Колетт — невероятная историческая фигура, полная огня и противоречий. Новый фильм о французской писательнице и бисексуальной легенде Сидони-Габриэль Колетт от продюсеров «Кэрол» и студии, которая создала «Неповиновение», уже обещает быть шедевром, в том числе из-за того, что главные роли исполнят Кира Найтли и Доминик Уэст. Вот несколько важных фактов о ее жизни. Их стоит знать, прежде чем приступить к просмотру картины, премьера которой состоится осенью.

1. Колетт была заложницей своего первого мужа

Генри Готье-Вилларс, известный всем как Вилли, был первым мужем Колетт. Он заявлял о себе как о талантливом писателе, однако все рассказы создавал вовсе не он. Чтобы писать музыкальную критику в газетах, он нанимал композиторов, а чтобы создавать романы — других малоизвестных писателей. Точно также он использовал и супругу, а когда она захотела получить деньги за свою серию рассказов, которая вдруг стала очень популярной, тот буквально запер ее в комнате. Сидя в одиночестве, она должна была продолжать писать, а он — зарабатывать на ее творчестве.

2. Колетт написала квир-серию книг о взрослении

Цикл «Claudine» состоит из четырех романов, рассказывающих о взрослении девушки Клодин. Она вступает в брак с мужчиной, который ей изменяет, а затем сама начинает ему изменять с другой женщиной. Кроме того, в книге она предпочитает носить мужскую одежду и открыто признает свою тягу к обоим полам. Серия стала невероятным хитом среди французских домохозяек и интеллегенции — настолько, что стали появляться мыла, школьная форма и даже сигары по мотивам книг.

3. Серия книг «Claudine» сильно схожа с комиксом «Wonder Woman», и этому есть причина

Мать Колетт была студенткой философа Чарльза Фурье, написавшего знаменитую докторину о сладострастии. Именно ему и приписывают создание термина «феминизм» — он был большим сторонником гендерного равенства и считал абсолютно нормальным исследование собственной сексуальности вне моногамного гетеросексуального брака. Считается, что Колетт использовала записи своей матери в качестве вдохновения для создания персонажей. А вот другим знаменитым учеником Чарльза Фурье был Уильям Моутон Марстон — создатель «Чудо-женщины». Его историю, кстати, уже отлично отразили на экране в фильме «Профессор Марстон и его Чудо-женщины».

4. Книги Колетт регулярно сравнивали с работами Пруста

Несмотря на то, что Колетт была плодовитым писателем — в своей жизни она написала больше 50 романов, должного уважения от критиков при жизни она не получала. Проблема крылась в том, что она писала о женщинах, чувствах, сексе, моде и еде. Почти каждая биография и даже ее некролог гласил, что она лучшая французская писательница своего времени, «уступающая только Прусту». Никаких доказательств о реальной вражде не было, но критики не могли остановиться, регулярно их сравнивая.

5. Один поцелуй Колетт мог вызвать скандал

Колетт не только писала о бисексуальных женщинах, но и сама являлась таковой. Ее двумя самыми известными любовницами являлись американский драматург и писательница Натали Клиффорд Барни, а также самопровозглашенная «королева парижских лесбиянок» и французская художница Матильда «Мисси» де Морни. Однажды Колетт и Мисси поцеловались на сцене после выступления в Мулен Руж в 1907 году, и чтобы унять разбушевавшуюся толпу, пришлось вызывать полицию. Бунт немедленно вылился на улицы и пуританское общество принялось бить окна во всем районе. В итоге публика стала так бояться выходок Колетт и ее партнерши, что им пришлось разъехаться в разные дома.

6. Благодаря ей Одри Хепберн стала известной

Колетт продолжала писать до самого дня своей смерти. Одна из самых знаменитых ее работ — «Gigi» была написана в числе последних. Постановка по роману на Бродвее имела невероятный успех, и только тогда продюсеры смогли заметить молодую звезду Одри Хепберн, исполняющую главную роль. Ее голос был таким тихим, что публика почти не слышала ее — но именно эта ее робость и оказалась манящим качеством, которое искали агенты.

7. Колетт не хотела быть героиней

Нельзя сказать, что в писательнице не было никаких недостатков, и она никогда не скрывала этого в своем творчестве. Она не заботилась о своей дочери и в конечном счете отдала ее опекунам, заплатив немного денег. Неудивительно, что самая нелестная биография Колетт была создана одним из друзей ее дочери. Колетт также публиковалась в журналах, поддерживающих антисемитизм в годы оккупации Франции нацистами, даже несмотря на то, что ее друзья были евреями. Политика была чужда Колетт, и в своем творчестве она пыталась больше сосредоточиться на том, что действительно волновало ее саму, а не общество в целом.