Культура

Что нужно знать об эковедьмах

11273
0
Новое десятилетие будет ознаменовано как эпоха борьбы с климатическим кризисом. Летом прошлого года от лесных пожаров страдала Сибирь, сейчас похожая ситуация наблюдается в Австралии. Порой кажется, что до мировых правительств так просто не достучаться, однако некоторым эковедьмам это удается. Расскажем, кто они такие, как появились и что их связывает с феминистками.

Появились еще в 20 веке

Началось все в 1979 году. Американская экофеминистка Стархоук выпустила книгу The Spiral Dance, где размышляла о состоянии современной магии. Позже ее работа стала настольным пособием для представителей викканства — учения, основанного на почитании природы.

Уже в наше время, в 2016 году, Лиза Листер выпустила работу «Ведьма. Неудержимая. Неукротимая. Непокорная», где дала точное определение эковедьмам. По ее словам, в экоколдовстве применяются практики, связанные с Землей и окружающей средой. Для эковедьмы важно опираться на фольклор, почитать народную магию других культур и верования. Зеленые ведьмы, совершая традиционные практики, контактируют с природой, сами выращивают травы и применяют дикие растения.

Воспринимают природу в качестве союзника

Для эковедьмы природа выступает прежде всего как система, дающая ресурсы, поэтому логично, что цель нынешней колдуньи не столько магия в традиционном понимании, сколько защита окружающей среды. Так считает эдинбургская ведьма Элис Тарбак, которая изучает работу Стархоук на академическом уровне:

Колдовство дает возможность задуматься и о планете, и о нашем месте на ней. Оно призывает к более духовным отношениям с Землей.

— утверждает ведьма.

Как считает Тарбак, природа — это то, на чем вообще держится жизнь ведьмы. Практик выращивает травы и растения не только для магии, но и для лекарств, еды, потому для него важно, чтобы экология оставалась в нормальном состоянии и продолжала обеспечивать необходимыми ресурсами. Однако здесь прибавляется еще один аспект. Для ведьмы, как и для экосексуала, природа выступает в качестве союзника и близкого существа, с которым нужно оставаться в хороших отношениях. Об этом не раз пишет основательница британского движения Extinction Rebellion Шарлотта Хей.

Для меня колдовство обладает элементом обслуживания. У меня, как ведьмы, есть этический императив заботиться о планете, на которой я живу, и материалах, которые использую. Звание «жрица» сопровождается ответственностью за людей, животных и Землю, и для меня это неразрывно связано.

— подчеркивает она.

Читать по теме:КультураНовые ведьмы: как феминизм стал магией миллениалов

Собирают целые движения

Если раньше ведьмы собирались в ковены, то теперь они создают общественно-политические кампании, цель которых — отчасти взять на себя работу Греты Тунберг и рассказать людям о климатическом кризисе и получить возможность изменить обстановку в среде обитания. Именно так работает организация Extinction Rebellion.

Мы понимаем, что не можем рассчитывать на помощь правительства, которое концентрирует власть и ресурсы в руках привилегированного меньшинства, игнорируя интересы большинства людей и природы. Мы понимаем, что нам следует сосредоточить свои силы на том, чтобы удовлетворить потребности, тем самым полностью изменить традиционное понимание власти.

Наша задача — создать открытый доступ к демократическим структурам, которые дадут гарантию на право голоса, влияние на процессы, информацию, достойное здравоохранение, образование, соцобеспечение, жилье и улучшение законодательства для защиты от истребления природы.


— указывается на сайте движения.

Сталкиваются с травлей из-за связи с фем-сообществом

Экоактивизм и колдовство неразрывно связаны между собой в работе зеленой ведьмы. Тарбак отмечает, что, защищая природу, она не только устраивает встречи единомышленников, но и прибегает к практикам.

Я участвовала в массовых заклинаниях для восстановления окружающей среды — часто они связаны с климатическими маршами, но мы, ведьмы, как бы вовлечены в них на расстоянии. Они включают в себя простые действия: зажечь свечу, помедитировать, послать энергию в определенном направлении. Обычно я занимаюсь этим в одиночестве, так что, собравшись вместе с другими ведьмами, я испытывала совершенно другие ощущения и наслаждалась.

— говорит ведьма.

Хотя колдуньи не приносят своей работой вреда окружающим, ведьм нередко преследуют за их действия даже сейчас, когда времена Салемского процесса остались в прошлом. Сегодня, по словам Тарбак, стигма не исчезла, а девушкам приходится скрывать род их деятельности для того, чтобы не оказаться высмеянными.

Западные эковедьмы отличаются от российских тем, что сильнее всех прочих декларируют свою приверженность фем-движению. В 1978 году Стархоук, родоначальница движения, вместе с трехтысячной толпой прошла в марше «Вернем себе ночь», требующем право на дневное и ночное передвижение без угрозы быть изнасилованной или покалеченной. Годом позже появилась соц-фем группа WITCH — «Международный женский террористический сговор из ада» — и вышла на улицы в Хэллоуин, желая наслать проклятие на сердце американского патриархата Уолл Стрит. Отсюда и появились предпосылки ненавидеть эковедьм только за то, что они вообще есть.

Позже ведьмы перевоплотились. Одни стали незаметней, другие заявили о себе и рассказали о мировых проблемах. Объединяющие черты тоже остались: нынешняя колдунья — не только и не столько та, кто занимается прорицанием и лечением, сколько участница движений за благополучие. Она понимает, что без благоприятного климата, ненасильственных отношений между людьми, соблюдения этики по отношению к природе и людям в равной степени нет простора для реализации своей силы. Вот почему появились эковедьмы.