Культура, Интервью

Фем-ведьма Лида Павлова: о Таро, гонениях на женщин и искусстве успевать

13785
0
Лида Павлова — создательница магазина Modern Magic, в котором девушка продает удивительные колоды и книги, связанные и с магией, и с женской повесткой. Кроме этого дела, ведьма занимается группами в соцсетях, где просвещает новичков, учит начинающих в авторской школе, ведет работу издательства и каким-то чудом находит время и силы успевать сделать задуманное. Мы пообщались с Лидой и узнали, каково в наше время заниматься магией, почему она вновь стала популярной и к чему могут привести строгие правила с запретами.

Начнем с самого начала, чтобы ввести читателей в курс дела: вы с 17 лет профессионально занимаетесь Таро, изучаете теорию магии и того дольше. Расскажите, после какого случая вы поняли, что это ваше призвание?

Было три этапа, когда я понимала, что карты — это мое. Первый — в детстве, когда осознала, что мне интересней брать карточки персонажей из настольных игр, перемешивать их, как-то думать над ними, чем играть в эти самые настолки. Тогда я увидела, что вот: карты — это прикольно, это то, что мне надо.

Второй — когда поняла, что расклады можно делать другим, лет в 17-18 где-то. Знакомым очень нравилось, они приходили еще и приводили с собой друзей: вот тут осознала, что получается.

Третий — когда эти самые знакомые приводили своих друзей, а те брали с собой каких-то совсем незнакомых людей. Поняла, что я могу заниматься этим профессионально.

Был еще один поворотный пункт, когда возник выбор: делать расклады и получать за это деньги или продолжать обучение в университете.

Я думала полгода и в итоге ушла с середины третьего курса. И тогда я точно поняла: «Ну раз так, значит, точно мое». Не жалею до сих пор.

Наверняка ваша жизнь изменилась, когда вы открыли для себя Таро. Расскажите, что за перемены вы заметили?

Я с детства работала с картами так, как это вообще возможно, поэтому сложно сказать, что жизнь серьезно изменилась с появлением Таро. Колода вписывалась в мой бэкграунд, но изменила жизнь в том плане, что карты стали моей работой и открыли перспективу для остальных проектов, которые приносят мне хорошие деньги и развиваются дальше. В остальном я всегда была такая.

Как вы учились работе с картами? Были ли у вас наставники или человек, на которого хотелось бы равняться?

Училась без наставника или наставницы: практиковалась, размышляла и читала. Была одна книга, которой особенно восхищалась и, наверное, ее авторка была своего рода наставнической фигурой. Мысленно — мы с ней никогда не общались. Я сейчас не буду ее называть, потому что наши взгляды далеки друг от друга.

Занятия, связанные с магией, вновь становятся популярными, особенно среди миллениалов. Связано ли это с чем-то конкретным, на ваш взгляд, или так на самом деле было всегда?

Знаете, сейчас мне все говорят, что среди миллениалов очень модной стала магия, карты и все вот это вот. Хотела бы я тогда знать, почему мне так сложно продвигаться, а люди в целом резко реагируют на то, что я делаю. (смеется)

Нет, если так говорят, то наверное. Думаю, это связано с тем, что стало появляться много эстетичных колод Таро и сопутствующих инструментов. Это только одна сторона дела, но она реально важна. Многие идут на эстетику.

В медиа распространен визуальный контент, и его много. Вообще у магии достаточно красивая эстетика: она начинает появляться в соцсетях и привлекает визуально. Мы видим ее и думаем: «Блин, это красиво. Я тоже хочу такую атмосферу и такое настроение». Так было у многих, по крайней мере, у тех, кто пришли ко мне: увидели красивые картинки с необычными картами, которые сейчас реально произведение искусства.

А вот дальше обнаруживается, что карты отвечают на self-care запрос. Это инструмент общения с собой. С ним можно реально взять, сесть, уделить внимание, и они же одновременно дают визуальное наслаждение и тактильный процесс, возвращающий в тело.

Или если мы попутно делаем ритуалы: свечу ароматическую зажигаем, камень в руки берем, — тоже возвращаемся в тело. И дальше уделяем направленное внимание себе и рефлексируем над вопросом. Это очень кайфовая практика, которая удовлетворяет базовый запрос: в стрессовой обстановке все-таки найти время для себя и качественно, красиво позаботиться о себе.

Вы позиционируете себя как ведьму-феминистку. Расскажите, что именно подтолкнуло изучать гендерную повестку? Как лично для вас переплетается магия и феминизм?

Мои взгляды всегда были феминистскими, хотя о течении особо не знала и не думала. А потом стала углубляться, читать то, что мне выносило в медиапространстве.

Сейчас все чаще можно — пока что на Западе — встретить параллель «ведьма как икона феминизма». Изначально ведьмы были мудрыми женщинами, которые помогали обществу, выполняли роли, с которыми не справлялись другие социальные институты: лечили, оказывали психологическую поддержку, — и это было реально важно. Это было нужно, востребовано, и одновременно независимость женщин от общества и церкви пугала.

Их наказывали, преследовали, подвергали социальному остракизму. Мне кажется, это до сих пор актуально. И сейчас женщина, которая заявляет, что она независима или что она может прожить одна, без опоры на мужчину, вызывает у людей желание поохотиться на ведьм.

Раньше ведьмам доставалось то, что получают феминистки сейчас.
Читать по теме:КультураНовые ведьмы: как феминизм стал магией миллениалов

Мне кажется, феминизм — это единственно возможное принятие того, что у меня должны быть такие же права, как у всех остальных. Очень не люблю, когда что-то решают за меня, когда мне говорят, что я должна любить или не любить как женщина. Или когда мне, по сути указывают, чем нужно увлекаться. У меня силен протест из серии «не диктуйте мне, пожалуйста, я сама разберусь». И мне приходится заявлять об этом миру и как женщине, и как современной ведьме.

А еще мне кажется объединяющей точкой то, что феминизм изначально говорит: женщина никому ничего не должна по факту того, что она женщина. И при этом же в самом фем-сообществе есть четкая парадигма: все, что не точная наука, является мракобесием.

По сути, фем-движение говорит, что нормальная феминистка и женщина все-таки что-то должна, а именно должна быть суперрациональной, логичной. Только доказательная медицина, никакой магии, никаких предрассудков. И вот мне хочется сказать: «Постойте, вообще-то я и здесь никому ничего не должна. Мои увлечения могут быть настолько нелогичными, настолько нерациональными, настолько ненаучными, как мне хочется. И вы не можете мне диктовать, даже если вы фем-сообщество.»

Гнаться за образом правильной феминистки — это патриархальная ловушка, построенная на иерархиях. Кто-то правильный, а кто-то нет, и это никуда не годится.

В одном из интервью вы говорили, что магии как таковой нельзя научиться — она есть у всех. При этом лично я замечаю, что кто-то оперирует магией лучше, кто-то хуже. Расскажите, что, по-вашему, помогает в развитии или, напротив, убивает потенциал?

Уточню: когда говорю, что магии нельзя научиться, то подразумеваю, что это не какая-то там оккультная дисциплина, в которую тебя нужно посвятить. Я, скорее, о том, что в нас всех действительно есть потенциал, а дальше предрасположенность у каждого своя. Точно так же, как кто-то лучше говорит, кто-то хуже. У кого-то есть математические склонности, у кого-то нет, но, в принципе, если очень надо, то более-менее всех можно научить считать.

Штуки, помогающие или тормозящие, в том числе в магии, для всех разные. Кому-то помогают четкие правила и скрипты ритуалов, но другим это же будет мешать. Мне, например, мешает, убивается весь интерес, если мне дать четкую инструкцию. Я вся в импровизации.

Ограничения, в целом, ухудшают то, как идет процесс и убивают интерес, что очень важно. Например, сейчас всем пихают колоду Райдера-Уэйта, а на это нет особых оснований. Если она кому-то нравится, то окей . Просто она была создана в 20 веке, с тех пор произошло много интересного, и до этого тоже, и причин ограничивать себя нет. Многим эта колода просто скучна визуально, неблизка, потому что мы все разные, нам не может нравиться только одна колода.

Этичная магия — что это за конструкт и как он переплетается с повседневной жизнью?

Думаю, что этика есть у всех и логично вплетать ее во все практики. У меня есть принцип не вмешиваться в тайны других людей и не вламываться без спроса в личное пространство: логично, что я перенесу этот принцип на чтение Таро.

Есть в магии штуки, которые предполагают, что мы можем повлиять на волю человека. Если я не хочу им манипулировать психологически, я ,опять же, не имею причин хотеть им управлять с помощью приворотов. Я не хочу его заставлять ничего делать, и это база моей этики.

И есть еще отдельная вещь — этика работы с другими людьми. Если мы делаем что-то для других, например читаем карты постороннему, то тут включается профессионализм с конфиденциальностью, ненасильственным общением.

Мне кажется странным, что до того, как сама не начала об этом говорить, не встречала в русскоязычной Таро-среде информации про то, что могут быть этические принципы. В зарубежном пространстве такое давно видела. Об этом писали задолго меня, и я подумала: «Слава богу, это не какая-то новая странная идея, которую я изобрела, просто в русскоязычной среде этим, возможно, занялась я.»

Судя по вашим постам, магию можно использовать в терапевтических целях. Что бы еще вы посоветовали человеку, далекому от практик, но желающему попробовать?

Я обдумываю непопулярные мысли о том, что психология и психотерапия — это не единственные способы наладить контакт с собой. Они важны и во многих случаях нужны, но классно, когда не выпускаются из поля внимания другие инструменты.

Когда я писала у себя в блоге про то, что дневник, который я веду с 8 лет, вытаскивает из сложных состояний, мне куча народу написали, что нельзя вести эту практику без наблюдения психолога, иначе я такое там увижу, с чем не смогу справиться сама. Окей, во многих ситуациях это верно. Но мне кажется, помощь нужна тогда, когда это уже случилось. Я даже читала у одной психотерапевтки, что она крайне не рекомендует никому медитацию, аргументируя, что «мы как щас увидим что-то с медитацией в своей голове и как сдохнем от этого, и не будет рядом психотерапевта прекрасного.» И… Это жесть. Я была шокирована, учитывая, сколько людей не могут работать с другим человеком. Им комфортней с собой, именно это дает результат.

Такое вот длинное негодующее отступление про мою позицию о том, зачем вообще нужна магия и другие практики как форма самопомощи. Не думаю, что имею право советовать, — могу показывать, что работает для меня. Помогает контакт и общение с картами. Просто листать красивую колоду, рассматривать — это уже успокаивает. Могу задавать ей вопрос, вытаскивать карту-ответ, и это тоже не про предсказания, а про то, что внутри себя я знала давно.

Еще веду письменную практику: вытаскиваю карту из своего оракула Modern Magic и пишу свою реакцию на карту. Во мне очень многое распутывается, я узнаю такие вещи, которые могла не понять, если бы не дневник.

Еще мне нравится терапевтический потенциал ритуала: когда мы делаем тщательно подготовленное красивое действо по сценарию, с символичным реквизитом, и наполняем его смыслом. Мы проживаем эту ситуацию, грамотно ее отпускаем, даем выход.

Ритуалы, которые я не практикую — та же порча или приворот, — это тоже низовая терапия: манифестация нашей внутренней идеи, взаимодействие с бессознательным и вывод его содержимого в жизнь.

Любое магическое действие, сделанное по внутреннему запросу, — терапевтично. Важно, чтобы оно соответствовало вашей этике, эстетике и было действительно таким, как лично вам нужно. Тогда это работает.

Вы сейчас не гадаете, но продолжаете работать с картами. Для каких еще целей их можно использовать?

Да, свою практику я начинала с с того, что можно назвать гаданием, но через несколько лет отошла от этого: такая работа не казалось полезной. Даже если польза есть, она связана с терапевтичностью: позволяет подумать над ситуацией, разложить ее по полочкам, уделить ей и себе в ней внимание.

Вот в этом ключе я продолжала делать расклады дальше: для помощи в размышлении над проблемой. Пару месяцев назад я приостановила практику вообще. Сейчас я делаю издательство, еще на мне магазин и школа, а прочие дела поставлены на паузу.

Какое у вас самое мощное воспоминание, связанное с Таро?

Ой, даже не знаю, какое самое мощное. Расскажу про самые значимые.

Лет в 18-19, мы с тогдашним другом решили узнать, что было во второй части «Процесса» Кафки, которая так и не вышла. Делали огромный расклад на всю кровать. Не помню, что выяснили — дело было давно и мы ничего не записали, — но возникало чувство, словно мы писали книгу за Кафку.

Еще очень важный лично для меня момент, когда расклад помог успокоить внутреннюю панику. Когда у меня то ли начинались, то ли не начинались нынешние отношения, я отчаялась и сделала себе расклад из трех карт. И вот он чуть ли не большими буквами сказал: «Ты слишком гонишь свой темп. Подожди еще немного, все будет суперкруто, вы будете вместе,» — хотя уже думала все бросить. По сути, расклад спас мои отношения.

А еще совсем недавно была на дне рождения подруги, она достала свою колоду и хотела спросить, в чем сила. Помню, я еще отчетливо подумала про шестерку жезлов. Она перемешала колоду и достала именно ее, хотя я ничего не говорила вслух, только шутила, что колода должна ответить, что сила в «Силе» — карте, отображающей один из старших арканов в Таро.

Магазин: с чего началась интенсивная работа с инди-издательницами карт? Как удалось собрать вокруг себя комьюнити увлеченных темой практиков и создателей?

Он родился из простого запроса: у меня несколько лет была школа Таро «Модель мира» — она и сейчас существует. Те, кто записывались на курс, спрашивали, можно ли у меня купить колоду: вроде, просто, но у меня ничего такого не было. Уже потом закупила несколько независимых колод из заграницы. Сначала это было в небольшом формате, я закупилась на 40 тысяч — для магазина это всего ничего. За первый месяц колоды разлетелись, и следующую закупку сделала уже на полмиллиона. (смеется)

Года полтора магазин жил дома. Потом, буквально этой осенью, сняла шоурум, и все переехало туда. Сейчас там работает сотрудница, она же управляет базовыми процессами.

Почему я стала работать именно с независимо изданными колодами? Потому что они классные. Издательства обычно выпускали банальные и попсовые варианты, в то время как независимые авторы и авторки делали искусство.

Комьюнити создано значительно раньше: оно появилось вокруг других проектов. Самым объединяющим стала группа во ВКонтакте «Адекватное Таро» — выросла до 17 тысяч подписчиков спонтанно, без рекламы и продвижения. Я создала ее просто для того, чтобы основать площадку для обмена опытом, туда же выкладывала свои наработки. Сделала еще YouTube-канал, где оставляла видео — они завирусились, и без всякого продвижения пришло 11 тысяч подписчиков.

Я создавала площадку, давала инфу и видео — эти три компонента и дали мне возможность сформировать комьюнити.

Какой была ваша первая колода карт?

Моя первая колода Таро — это «Магия снов» от Марко Ниццоли. Массовая. Пришла в книжный напротив моего дома, мне достали из-под стойки большую картонную коробку, и там лежали колоды издательства «Авалон»: оттуда я выбрала свою первую. Считаю ее любимой: в ней акварельный, но при этом не ванильный мир. Это соответствовало моему настроению в 18 лет, да и сейчас перекликается.

А еще, когда мне было лет девять, у меня тоже была мощная колода (смеется) — игральная, но не обычная, а с Барби. На каждой карте были разные куклы. Во многом я использовала ее как Таро, оракул, метафорический ассоциативный ряд, а еще гадала одноклассницам на четырех королей.

Какая самая любимая сейчас? Почему?

Мне сложно определить любимую, я не выделяю никакую. В плане универсальности это «Дикое Неизвестное Таро». Если говорить о любимой как о чем-то личном, то это «Таро Ночи». Ее эстетика очень спорная, но мне нравится.

Больше всего раскладов делаю на «Таро Четырех Городов» — моем проекте, созданном шесть лет назад. Недавно выпустила ее небольшим тиражом. Не предполагаю ее массовой, она нарисована от руки и качество вызывает вопросы. Но я вложила в нее все, что хотела и использую преимущественно ее.

Что бы вы посоветовали новичку, подбирающему колоду?

Не гуглить, как выбрать колоду, а просто идти и искать. Колода должна быть инструментом мечты. Не стоит разжигать искусственные чувства к картам, которые посоветовали, а брать ту, на которой ты даже не делаешь расклады, а она все равно говорит: «Так, я тебе нужна — просто потому что».

Второй совет: посмотреть на колоду, которая уже приглянулась, и разузнать, есть ли бэкграунд, на основании которого она сделана. Как, например, у «Таро Тота» Алистера Кроули. С ней можно работать и просто так, но она несет за собой учение, которое было бы неплохо знать.

Эта колода посвящена египетской мифологии — сложно с ней работать, даже если вы и пяти богов из пантеона назвать не сможете. Нужно спросить себя, хотите ли вы с колодой и с Таро изучать еще и предмет базы, или все же выберете что-то попроще, не привязанное к развитой философии. Колод, ни к чему не привязанных, много — их больше, чем «привязанных», с любой из них отношения выстраиваются одинаково — разнятся только картинки.

По вашим словам, у вас сейчас 13 проектов: ведение нескольких пабликов, создание вебинаров, продвижение магазина, курирование издательства и множество всего. Плюс участие в маркетах и материнство. Хотя вы пишете, что долго не спите и часто лежите, мы отказываемся в это верить. Как вам удается работать над всем, не выгорая?

Я все выстраивала постепенно, в ином случае было бы сложно. Чуть больше полутора лет назад я основала магазин. Наняла сотрудницу. Убедилась, что она может вести большую часть работы сама, и только тогда принялась за издательство.

Я создаю проект, активно работаю над ним в какой-то фазе, довожу до состояния, когда он поддерживает себя сам либо его можно делегировать, и тогда начинаю новый.

Надеюсь, так будет и с издательством. Сейчас в нем нет сотрудников-управленцев. Есть переводчики, корректоры, дизайнеры, но я просто заказываю у них работу. Надеюсь, что через год-два, когда въеду в то, как это работает, у меня появится помощник.

На мой взгляд, мои действия иллюстрируют пословицу «вода камень точит»: если ты занимаешься чем-то понемногу, но долго, оно получается.

Еще мне реально нравится то, что я делаю. На огромном энтузиазме я могу просто взять и сделать что-то «от» и «до». На тот же оракул у меня ушло две недели, пока я болела. Если бы это был чисто коммерческий проект для продажи, то завязла бы и растянула проект на годы. Магазин тоже вышел спонтанно — решила попробовать, а там как пойдет. Та же история и с издательством.

Отказываюсь от всего, что не хочу делать. Не убираюсь, не готовлю. С ребенком мы проводим не так много времени: живем вместе, общаемся по вечерам, но я не все время с ним: он ходит в садик, его забирают бабушка, родственники. Это не значит, что все также могут отказаться от обязательств — у меня жуткий срачельник, и я плохо питаюсь: прямое следствие того, что не убираюсь и не готовлю. Не считаю это секретом успеха и не советую делать так другим, но моя жизнь организована так.

Старайтесь делать то, что нравится, в иных случаях задавайтесь вопросом «могу ли я это не делать?». Узнавайте, что вам заходит или не заходит — на мне некоторые правила не работают. Например, часто советуют не работать после шести, чтобы не выгорать, а я к этому времени только раскачиваюсь! Практики с картами, кстати, тоже помогают узнать себя получше

Помогает и то, что я не испытываю совести перед проектами. Не ощущаю себя плохой, если забросила что-либо, и о проектах так не думаю. Могу не вести YouTube полгода, а потом снова приняться за видео. Понятное дело, что издательство не оставишь — контракты уже подписаны, — а вот дела поменьше запросто: у меня нет перед ними обязательств, и мне окей с этим.

Фотографии: kamtali, marina_kozinaki, stepanida_stepanida, khvostovstvo, izobiliye_brand