Что такое перформанс
Самое общее определение перформанса – вид современного искусства. Он тесно связан с акционизмом, часто это одно и то же. Однако если акцией может быть просто словесное провозглашение чего-либо или символический жест, то перформанс подразумевает конкретное действие художника.
Идея перформанса основана на том, что произведением искусства может быть не только конкретный объект, полученный в результате творческого акта, но и сам творческий акт. Перформанс предельно сближает жизнь и искусство, заявляя, что одно не так уж отличается от другого.
Как понять, что перед тобой перформанс
Перформанс может выглядеть как хаотичное импульсивное действие, но это всегда продуманный акт, хотя реакцию зрителя предсказать бывает сложно. Происходящее можно назвать перформансом, если в нем есть четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника со зрителем.
В живописи произведение – картина, в музыке – композиция, а в перфомансе – действие, взаимодействие с аудиторией и документация происходящего.
Кто придумал перформанс
Точной даты появления перформанса нет, некоторые исследователи считают, что он берет начало в древних ритуалах и культах, а определенные формы перформанса можно найти в выступлениях античных философов.
Более-менее конкретной точкой отсчета, с которой перформанс обрел название, начал развиваться и стал популярным, считают расцвет авангарда и движения русских футуристов и дадаистов.
В начале 20 века в искусстве наметился кризис — его и стремились преодолеть авангардисты. Они искали новые формы творческого выражения, способ выйти за пределы привычных форм и ограничений. Футуристы на театральной сцене объединяли разные виды искусства, шокируя зрителей немыслимыми костюмами, странной смесью танца, декламации. По сравнению с перформансами, которые мир увидит позже, попытки футуристов сделать что-то по-настоящему эпатажное кажутся милой шалостью, но именно с них начался новый вид искусства.
Перформанс развивался стремительно. Главным инструментом в нем было тело художника – эту идею наглядно иллюстрируют перформансы Марины Абрамович.
Позже появились и перформансы, в которых художник делегирует свои функции другим людям. Например, таково большинство работ испанца Сантьяго Сьерра. Для своих перформансов он в основном использовал людей из низших социальных слоев и стран третьего мира. Например, однажды он нанял нелегалов, чтобы они перенесли двухтонные бетонные блоки с места на место без какой-либо цели, и оплатил их работу по минимальной ставке. Или предложил добровольцам сделать татуировку на спине за небольшое вознаграждение. Так художник привлек внимание к тому, что эти люди готовы серьезно рисковать здоровьем за ничтожные деньги.
Темой перформанса может быть что угодно: человеческие отношения, социальные проблемы, экология. В современной России особенно популярны политические перформансы — как тут не вспомнить акции Петра Павленского. Хотя порой абсолютно художественный и философский перформанс может стать политическим из-за последствий, к которому он привел.
Известные перформансы
Все известные перформансы художников – тема отдельного материала, поэтому перечислим лишь несколько ярких примеров, вошедшие в историю этого вида искусства.
В Америке одним из основателей перформанса считают Джона Кейджа, который активно экспериментировал со звуками. Самая известная его работа – «4:33». В ней музыкант поднимался на сцену, садился перед инструментом, делал взмах руками и дальше ничего не происходило. Музыкой была тишина, воцарившаяся в зале на эти четыре с половиной минуты. Кейдж был первым, кто использовал слово «перформанс» в афише к своему выступлению.
Тайванец Тейчин Сье на несколько лет превратил свою жизнь в непрерывный перформанс, проведя в конце 70-х-начале 80-х пять акций, каждая из которых длилась год. Первый год он провел в клетке, запретив себе читать, писать, разговаривать, смотреть телевизор, а пару раз в месяц к нему допускали зрителей. Второй год он каждый час фотографировал факт своего присутствия в квартире, не имея возможности надолго покинуть ее. Третий – жил под открытым небом и не позволял себе заходить под крышу. Четвертый год он провел привязанным на длинной веревке к женщине Линде Монтано, при этом им не разрешалось касаться друг друга. Пятый год по сравнению с этим кажется ерундой: художник запретил себе говорить, читать об искусстве и вообще заниматься им.
Распад СССР дал повод для множества политических перформансов в России. Самым известным художником того периода был «человек-собака» Олег Кулик. Свои акции он проводил, раздевшись догола и надев на себя ошейник. Так Кулик представлял новый образ русского человека с точки зрения европейцев – дикого, пугающего и свободного.