Удача — способ сделать жизнь более закономерной и понятной
В период эволюции людям необходимо было находить закономерности в событиях и окружающей среде, чтобы постепенно научиться брать их под свой контроль.
Психолог Стивен Хика из Канады поясняет:
Наш разум навешивает ярлыки и распределяет по категориям, потому что мозг запрограммирован на то, чтобы мы выживали.
Хоть такое навешивание ярлыков и позволяет человеку выжить, оно не является точным отражением реальности. К тому же понятие удачи различается в мировых культурах, поэтому нельзя говорить о том, правда ли она существует как феномен или является особенностью человеческого мировоззрения.
Удача является отражением склонности к суевериям
Божья коровка, севшая на руку, считается предвестником удачи. А если носить с собой или держать в доме определенные символы, которые ее отображают, она обязательно будет тебе сопутствовать.
Каждому человеку знакомо хотя бы одно подобное суеверие. И несколько исследований, проведенных в 2015 году в США, показали, что именно такие убеждения могут формировать веру в удачу.
В одном из них участникам, играющим в гольф, предлагали воспользоваться «счастливым мячом», который, по словам ученых, увеличивал их шанс на победу. Конечно, это был самый простой мяч, приобретенный для эксперимента в спортивном магазине.
Как выяснилось, игроки, которые верили в то, что мяч является удачливым, показывали лучшие результаты, чем те, кто усомнился в его свойствах или играл обычным мячом. Лучшие результаты показали и те, кто имел какой-либо талисман, принесенный из дома.
Исследователи выдвинули гипотезу, что люди, рядом с которыми находились их талисманы удачи, дольше упорствовали в решении проблем, потому что они чувствовали себя более эффективными, как будто им помогала какая-то другая сила. Они ощущали себя гораздо сильнее и увереннее, что помогало лучше сконцентрироваться на игре и одержать победу.
Таким образом, можно сказать, что люди, которые искренне верят в удачу, могут сталкиваться с ней гораздо чаще. Но оговоримся, что одни суеверия, без соответствующих навыков и способностей, вряд ли сработают.
Она является самосбывающимся пророчеством
Психолог-экспериментатор Ричард Уайзман из США изучал «фактор удачи» на протяжении десяти лет. Ему было интересно, какую роль она играет в жизни людей. Исследователь пришел к выводу, что удачу можно назвать самосбывающимся пророчеством.
Согласно результатам одного из экспериментов, на то, насколько человек будет удачлив, непосредственно влияет его образ мышления. Психолог разместил в газете большое объявление, в котором говорилось, что те, кто на него откликнутся, получат финансовое вознаграждение.
Выяснилось, что люди, которые считали себя удачливыми, чаще обращали на него внимание и получали средства в отличие от тех, кто считал себя невезучими.
Уайзман объясняет полученные результаты тем, что ощущение собственной неудачливости делает человека подозрительным и тревожным, что мешает ему чаще замечать возможности.
Соответственно, чем более открытым и оптимистичным является человек, тем больше он склонен считать, что ему улыбается удача и он ее привлекает. А также замечает больше приятных случайных событий в его жизни.
Удача чаще отражает события, которые люди не могут контролировать
Исследование, которое провел психолог Вик Лавдей из Великобритании, показало, что удача тесно взаимосвязана с чувством отсутствия контроля.
В эксперименте, который длился год, рассматривались интервью сотрудников высших учебных заведений, чье положение трудно назвать устойчивым. У них были временные контракты и эта ситуация с трудоустройством вызывала беспокойство и отсутствие стабильности в финансах. И, соответственно, чувство отсутствия контроля.
Как только участники эксперимента узнавали положительные новости о том, что касалось их карьеры, например, предложении долгосрочного сотрудничества или стабильных выплат, в большинстве случаев они рассматривали это как удачу.
Из-за отсутствия чувства контроля они воспринимали изменения как приятную случайность, которая часто выступает синонимом удачи, а не результатом своего упорного труда.
Американский психолог Ричард Уайзман, изучающий удачу, подтвердил результаты исследования Лавдея своей статистикой. Она гласила, что 12 % трудоустроенного населения Великобритании склонны говорить, что им просто повезло с карьерой. А 8 % списывают неуспехи на неудачливость.