Одежда во все времена была не просто элементом практичности, но негласным определением индивидуальности. На более ранних этапах развития общества костюм определял принадлежность человека к тому или иному общественному классу и не так ярко передавал сущность носителя, как в современном мире, где межклассовые отношения практически сведены к минимуму, а выражение личного стиля вышло на первый план.
И всё равно одежда носит и будет носить разграничивающий характер, так как даже сегодняшняя мода доступна далеко не всем. Именно потому, что одежда может передать так много смысла, мы имеем дело с понятием дресс-код. Споры об актуальности специальной или строго регламентированной одежды ведутся и сегодня. Для кого-то дресс-код — это возможность передать суть и смысл той или иной профессиональной деятельности, а для прочих — еще один способ ограничить человеческую индивидуальность. Мы решили разобраться с положительными и отрицательными сторонами понятия дресс-код и решить, является ли его наличие необходимым сегодня.
Дискриминация или здравый смысл
6 декабря 2016-го года новостной портал Life.ru опубликовал новость об изменениях в дресс-коде работниц московского метро. Согласно источнику, женщинам запрещается появляться на рабочем месте с дизайнерским маникюром, ярким макияжем, высокими начесами и пирсингом. Наряду с новыми постановлениями относительно внешнего вида работниц, были также перечислены и другие запреты. Теперь работникам метро запрещается читать книги, газеты и играть в телефонные игры на рабочем месте, а из разрешенной литературы были названы только технические издания.
Как сообщает руководство столичного метро, данные меры были приняты для повышения уровня культуры и улучшения имиджа подземных станций в глазах жителей города.
Профессиональный имидж
Использование дресс-кода в первую очередь связано с психологическими особенностями людей. Сфера обслуживания и любого общественного сервиса должна вызывать доверие у клиентов, а значит, и одежда у работников должна быть соответствующая. Представим, к примеру, борт самолета, стюарды и стюардессы которого одеты довольно официально: костюм, галстук, представительная обувь, часто головной убор. Ощущение, что за безопасность и комфорт пассажиров отвечают люди, выглядящие ухоженно и благородно, успокаивает и внушает такое же представление о сервисе компании в целом.
Говоря о дресс-коде в бизнесе, мы имеем дело с деловыми отношениями, а значит, одежда не должна говорить о том, скрывается под ней женщина или мужчина. Деловая одежда подчеркивает отношения, которые должны образоваться между деловыми партнерами. Если подумать, то рабочий дресс-код лишен объективации, где мужчина или женщина могут чувствовать, что какие-то из их достоинств выставлены напоказ.
Также существует понятие «power dressing», с помощью которого женщины и мужчины добиваются конкретного влияния на свою аудиторию, и чаще всего такая одежда тоже считается деловой, подчеркивающей скорее наличие власти и влияния, чем индивидуальность. Так дизайнеры, одевающие политиков, обращают внимание на цвет, способный также передавать множество намеков.
Совершенно невозможно представить себе политического деятеля или стюардессу, демонстрирующих пирсинг или эпатажный макияж. Всё дело в том, что в данном случае проявление индивидуального стиля ничем не оправдано, так как от человека ожидают определенной психологической атмосферы.
Современный дресс-код
Для современной моды понятие характера и индивидуальности гораздо более важно, чем для одежды прошлых десятилетий. Если в 60-х феминистки продвигали идею женского делового костюма для того, чтобы добиться возможности работать наравне с мужчинами, то сегодня те или иные стандарты женской одежды могут быть расценены иначе. Феминистские тренды должны были уровнять женщин и мужчин, показать, что первых можно и нужно воспринимать серьезно.
Сегодня одежда стремится к полной свободе: как от гендерных стереотипов, так и от дресс-кода. Многие стандарты профессионального стиля противоречат понятиям «комфорт» и «здоровье», не говоря уже об элементах одежды, которые стремятся вернуть женщинам их «естественный» образ — женственный, сексуальный, призванный радовать глаз мужчины. Так, каблуки и узкие юбки не всем женщинам кажутся справедливым выбором в области бизнес-одежды.
Появление стиля business casual решило проблемы современных женщин и мужчин в выборе одежды, которую можно надевать в офис, став связующим звеном между проявлением индивидуальности, потребностью в комфорте и стандартами делового имиджа.
Российская действительность
Возвращаясь к новости о новом имидже российского метро, стоит обратить внимание не только на запреты, но и на действительность, которая окружает современных пользователей метро. Неужели отсутствие пирсинга, скромная прическа и аккуратный макияж женщин, читающих техническое пособие во время работы, способно поднять уровень сервиса, который в данный момент могут предложить в нашей стране? Ведь в нынешнем состоянии работников прослеживается не отсутствие культуры, а прямая связь с качеством самого метро и, что более важно, уровнем зарплаты, которую получают его работники и работницы. Чтобы поднять уровень культуры и создать имидж, необходимо начинать не с запретов уже трудящимся сотрудникам, а с создания условий для комфортного труда. И только после этого логично оговаривать требования относительно внешнего вида, образования и прочих важных критериев соискателей, из которых как раз и складывается имидж всего предприятия, какие бы услуги оно не оказывало.