Как был открыт этот феномен
В 1970 году в университете Калифорнии был проведен эксперимент, который привел к появлению такого интересного названия психологического феномена. Результаты проведенной работы должны были показать, насколько ораторские способности и личные особенности преподавателя влияют на то, как студенты усваивают материал лекции.
Студентам, изучающим медицинские науки, предложили прослушать материал от «именитых ученых», которые на самом деле таковыми не были. Лекторы, в принципе, не разбирались в теории игр и материале, который должны были преподносить.
Основным залогом успеха будущей лекции являлись харизматичная подача, обилие незнакомых терминов и утверждений, противоречащих друг другу. По факту, несмотря на изобилие умных слов и понятий, лекция была бессмысленной.
Некоторые подставные лекторы по-настоящему готовились провести свои лекции — это были приглашенные актеры, среди которых был мужчина по имени Майкл Фокс. Правда, представляясь перед студентами, он назвал себя Майроном, а заодно сообщил, что является доктором наук.
Его выступление было красочным и запоминающимся: он активно жестикулировал, применял методы удержания внимания аудитории, был очень эмоционален. В то время как в соседней аудитории студентам читал материал настоящий преподаватель университета.
И когда студентов попросили выразить мнение, чья лекция им показалась более полезной и занимательной, большинство участников эксперимента отметили именно доктора Фокса. Некоторые даже были убеждены, что наслышаны о нем или читали его работы.
Исследователи сделали вывод, что залог успеха ораторов может заключаться далеко не в материале, который они хотят донести, а в манере его подачи.
Но не все готовы были на слово поверить американским ученым. Поэтому в 1973 году ученые Э. Пеер и А. Бабад решили провести свой вариант эксперимента. Они не приглашали нового харизматичного актера, а использовали уже имеющуюся запись лекции Фокса. И снова все, кто ее слушал, оказались переполнены позитивными эмоциями.
А потом ученые предположили, что такой успех доктора может быть связан с его должностью, которая была представлена студентам еще до лекции. На следующем этапе эксперимента участникам не сказали, кто именно перед ними будет выступать. Но теория ученых не подтвердилась и доктор Фокс снова привел всех в восторг. К тому же слушатели отмечали, что многому научились, прослушав материал, хотя фактически почерпнуть из него было нечего.
Какие главные составляющие эффекта доктора Фокса
Чтобы эффективно использовать этот эффект для публичных выступлений, нужно обладать важными качествами и навыками.
Во-первых, быть наблюдательной. Это означает, что нужно вовремя замечать, когда аудитория заскучала, чтобы перенаправить ее внимание или по реакции определить, какие затрагиваемые темы для нее наиболее интересны.
Во-вторых, нужно быть эмоционально вовлеченной в то, что рассказываешь. Вряд ли кому-то будет интересно монотонное чтение однообразных фактов. А вот если разбавить их выражением собственного мнения и чувств, эмоциональной историей из жизни, можно быстрее заинтересовать тех, кто тебя слушает.
В-третьих, нужно говорить грамотно. Важен темп, интонация голоса, произношение слов, паузы, структурированность и логичность повествования.
И в-четвертых, важно обладать хорошим воображением, чтобы использовать эффект доктора Фокса. Чтобы наглядно показать события или вещи, о которых ты рассказываешь, привнести в рассказ дополнительные детали, которые сделают его более убедительным.
Как и где применяют эффект Фокса
Этот психологический феномен распространен не только среди преподавателей университетов. Им пользуются активисты, отстаивающие свою точку зрения, знаменитости. Нередко этот прием используют и ведущие мероприятий, которые хотят удержать внимание аудитории на свадьбах и корпоративных вечеринках.
А еще мошенники, которые хотят нажиться на доверчивых и восприимчивых людях. Очень часто его используют те, кто хочет продать практически бесполезные курсы, тренинги, программы, которые не обладают пользой для покупателей, но приносят прибыль продавцам.
Но это не значит, что абсолютно все люди подвержены эффекту доктора Фокса и не могут отличить полезную информацию от эмоционально рассказанной ерунды. Если хочешь избежать неприятных последствий этого эффекта, обязательно обращай внимание не на подачу материала, а на его пользу, информативность и суть.
Читать по теме:Феномен Баадера-Майнхоф: почему узнав о чем-то, мы видим это повсюду