Но внезапно он спотыкается и неловко падает. Скорее всего, твои эмоции изменятся — негодование сменится сочувствием, а от негативных мыслей о неприступности идеала не останется и следа. Он покажется немного ближе и привлекательнее, чем раньше.
Так проявляется эффект Пратфолла — интересный феномен восприятия, о котором ты узнаешь из этого материала.
Что такое эффект Пратфолла
Согласно этому эффекту, люди, чем-то превосходящие других, кажутся окружающим более привлекательными, когда совершают ошибки, чем когда их не делают. Это связывают с тем, что образ сверхчеловека разрушается, что вызывает облегчение у других людей.
Однако, что интересно: этот эффект совершенно не работает с теми, кого люди изначально считают себе равными. В этом случае их симпатия, скорее всего, уменьшится.
Как был открыт эффект Пратфолла
Эффект Пратфолла был открыт социальным психологом Эллиотом Аронсоном в 1966 году. Он пригласил на свой эксперимент 48 студентов и разделил их на четыре группы. Каждой из них предлагалось прослушать магнитофонную запись, где люди отвечали на вопросы викторины. Было несколько сценариев:
-
- идеальный человек, отвечающий на вопросы;
- обычный человек, отвечающий на вопросы;
- идеальный человек, который допускал ошибку в ответах;
- обычный человек, допускавший ошибку в ответах.
Чтобы усилить разницу между участниками викторины, им было предложено раскрыть некоторую информацию о себе. Идеальный человек рассказывал о своих больших достижениях, а обычный — о средних успехах и некоторых неудачах. А записи с ошибками и одного, и другого участника викторины содержали звук падения и фразу: «Боже мой, я пролил кофе на свой новый костюм».
Участники эксперимента после прослушивания записей должны были выразить свое впечатление о людях, которых услышали. Результаты показали, что самым привлекательным на их взгляд был идеальный человек, допустивший ошибку. А вот обычный человек, проливший на себя кофе, наоборот, становился менее симпатичным в их глазах.
Почему возникает эффект Пратфолла
Многие исследователи связывают эффект Пратфолла с теорией социального сравнения. Когда люди встречают уважаемых членов общества, высококвалифицированных специалистов, знаменитостей, они склонны проникаться к ним уважением и в какой-то степени их идеализировать. Сравнивая себя с идеалами, они находятся в невыгодном для себя положении и могут испытывать значительный дискомфорт.
Но как только кто-то исключительный совершает ошибку, расклад дел совершенно меняется. Иллюзия идеальности пропадает и окружающие понимают, что перед ними находится такой же человек, как и они. Это дает ощущение близости и симпатии, а также уменьшает дискомфорт при сравнении.
Ошибка идеального человека в некотором смысле может укрепить самооценку того, кто еще пару минут назад ему завидовал и относился с некоторой долей негатива.
А с обычными, равными людьми эффект Пратфолла не работает из-за того, что окружающие их не идеализируют. Наоборот, они скорее покажутся неудачниками и не вызовут симпатии. Все дело в том, что люди не испытывают дискомфорта, сравнивая себя с теми, кто добился аналогичных успехов или немного хуже, чем они. Соответственно, они относятся к ним более критично и в некоторых случаях даже снисходительно.
Примеры эффекта Пратфолла
Одним из примеров эффекта Пратфолла считают актрису Дженнифер Лоуренс. Она не старается быть во всем идеальной. Многие люди считают ее привлекательной именно из-за искренности, спонтанности и нередких промахов на публике. К примеру, сделала неудачное тату, упала на ковровой дорожке церемонии «Оскар». На все неудачи актриса реагирует с улыбкой, чем завоевывает еще большую любовь фанатов.
Нередко эффект Пратфолла применим не только к персонам, но и к крупным брендам.
В 2018 году в Великобритании у ресторана быстрого питания KFC случились логистические ошибки, из-за чего доставка курицы в сеть задержалась. Почти 900 ресторанов по всей стране были закрыты на протяжении пяти дней.
Нехватку мяса интересно обыграли маркетологи компании. Они выпустили постер, где фирменное ведро со стрипсами было пустым, а название ресторана было написано наоборот. Также реклама-извинение была дополнена комментарием:
Куриный ресторан без курицы. Это не идеально. Приносим огромные извинения нашим клиентам, особенно тем, кто из кожи вон лез, чтобы обнаружить, что мы закрыты.
И такие весьма дерзкие извинения были хорошо приняты обществом. В результате после открытия ресторанов посетителей пришло гораздо больше, чем до такой неудачи.