Так проявляется эффект Зейгарник — психологический феномен, из-за которого дела, которые остались недоделанными, надолго остаются в памяти. Подробнее об этом расскажем в материале.
Как был открыт эффект Зейгарник
Советский психолог Блюма Зейгарник впервые заметила этот интересный эффект в 1927 году, наблюдая за официантами в венском ресторане. Она отметила, что официанты успешно запоминают заказы тех столиков, которые еще не заплатили за обед или ожидают подачи. А вот о заказах, которые были завершены, они, казалось, мгновенно забывали.
И психолог решила провести ряд экспериментов, чтобы понять, насколько подобное явление распространено.
Она попросила участников выполнить от 18 до 22 несложных действий — смастерить фигурку из глины, собрать головоломку, а также решить математическую задачу. Половина заданий прерывалась до того, как была завершена, а остальные доводились до конца. Также участники могли переключаться на предложенные задачи в то время, как прежние не были выполнены.
Затем Зейгарник попросила всех, кто участвовал в эксперименте, описать, какие задачи они выполняли. И результат подтвердил ее наблюдения — 90 % участников вспомнили именно прерванные дела.
Это распространялось как на взрослых, принявших участие в исследовании, так и на детей — те в два раза лучше запоминали дела, которые не довели до конца.
Эксперимент, проведенный англичанином Джоном Баддели, заключался в том, что участникам было необходимо решить серию анаграмм за установленное время.
Некоторые из них были прерваны и по завершению эксперимента всем, кто участвовал в исследовании, раздали ответы. Позднее участники смогли лучше вспомнить слова, которые не успели расшифровать.
Всегда ли возникает эффект Зейгарник
Не стоит верить в эффект Зейгарник, как в аксиому. Некоторые люди с легкостью забывают о недоделанных делах и не испытывают от этого дискомфорта.
Сама Зейгарник объясняла это тем, что для эффекта важно не только прерывание дела, но и изначальная мотивация человека, степень его утомления, сложность задания. К примеру, если желания выполнять задачу нет изначально, человек скорее забудет о ней.
Как работает эффект Зейгарник
Все дело в кратковременной памяти — она ограничена по объему и времени сохранения информации. Чтобы удержать что-то в памяти надолго, необходимо периодически повторять информацию, а это требует усилий.
В случае с официантами, описанном Зейгарник, как и в подобных других примерах, стирание из памяти заказов по их завершению является механизмом защиты мозга от умственной перегрузки. Если бы они постоянно думали и о выполненных, и о текущих заказах, это привело бы к спутанности и рассеянности.
Также незавершенные дела связывают с чувством напряженности — такую теорию выдвинул американский психотерапевт Курт Левин. Потребность в завершении остается неудовлетворенной, что и приводит к лучшему запоминанию. Но как только дело сделано, психическое напряжение снимается и задача может быть стерта из памяти.
Где применяется эффект Зейгарник
Этот эффект используется в искусстве, литературе, рекламе.
К примеру, произведение Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста», которое мы привыкли видеть в виде романа, издавалось по главам в литературном журнале Bentley’s Miscellany. Это помогало поддержать интерес аудитории и сделать книгу запоминающейся.
А еще эффект Зейгарник — старейшая уловка в кинематографе. Наверняка ты сама с ней неоднократно сталкивалась. К примеру, в конце эпизода сериала герой прыгает со скалы и кадр обрывается. Это сразу повышает интерес. Человек хочет узнать, какое развитие сюжета будет дальше — и миллионы людей ждут, когда выйдет продолжение.
А еще этот эффект часто присутствует в анонсах фильмов, книг и мероприятий. На нем построены переходы по ссылкам «узнать подробнее», «продолжение в источнике» и так далее. Обычно перед ними текст обрывается на самом интересном месте и оставляет недосказанность. Это и заставляет кликать на ссылки и переходить к источнику, чтобы завершить мысль и понять то, о чем читала.
Можно ли извлечь пользу из этого эффекта
Если ты подвержена этому эффекту, то стоит знать, что он может принести пользу. Например, в решении рабочих задач.
Эффект Зейгарник подразумевает, что перерывы во время работы повышают нашу способность запоминать информацию. Для этого стоит распланировать перерывы и заняться чем-то совершенно другим: почитать книгу, пройтись, послушать музыку.
Кстати, исследование, проведенное американскими учеными в 2011 году, показало, что люди, которые делают перерывы в работе от пяти минут до часа, чтобы заняться чем-то совершенно другим, как правило, лучше сохраняют концентрацию внимания, чем те, кто пытается не отвлекаться.