Жасмин обретает голос
Жасмин изначально резко отличалась от принцесс, которые появились до нее – Авроры, Белль, Белоснежки, Золушки, Ариэль. Она стала первой героиней неевропейского происхождения. При этом, несмотря на то, что Жасмин арабка и воспитывалась в более традиционном обществе, чем европейские принцессы, она как раз обладает самым независимым нравом: спорит с отцом, не желает довольствоваться скучной жизнью во дворце и нарушает важнейший закон, который гласит, что принцесса должна выйти замуж только за принца. Вдобавок к этому Жасмин — первая из диснеевских принцесс носит брюки (позже в брюках появится Мулан, но там она намеренно переодевалась в мужчину).
В киноадаптации 2019 года образ Жасмин продолжили развивать. Она осталась такой же доброй и сердечной, но теперь вполне способна сама решать свои проблемы. Кроме того, она не просто защищает от Джафара отца, но и конкурирует с главным злодеем в борьбе за престол. Жасмин мечтает стать султаншей и управлять государством. В своих песнях-манифестах она обращается к девочкам в зале, убеждая их в том, что они на все способны.
Несмотря на то, что феминистский посыл в фильме очевиден, он совсем не агрессивен и довольно гармонично вписан в сюжет (что не всегда удается создателям современных кинопроизведений, и пример тому — ребут сериала «Зачарованные»). Жасмин не переделывали, пытаясь подстроить под современные ценности, а именно дополнили, сделав персонажа еще ярче и самостоятельней.
Первая волна диснеевских принцесс: девицы в беде
Тема диснеевских принцесс занимает отдельное место в контексте фемповестки, ведь первые классические персонажи могут служить эталоном сексизма. При этом сами мультфильмы стали невероятно популярны, сделав принцесс культовыми героинями, на которых воспитано не одно поколение девочек.
Белоснежка («Белоснежка и семь гномов», 1937 год) воспитывается как принцесса, затем становится изгоем в доме собственного отца, потом и вовсе ссылается на смерть, но вместо этого попадает к гномам и с радостью становится домработницей в их доме. Дальше эпизод с отравленным яблоком и летаргический сон, спасти от которого может, разумеется, только поцелуй принца (верх объективации!).
Ее подруга по несчастью принцесса Аврора, она же Спящая красавица («Спящая красавица», 1959 год), – еще один образ пассивной девушки, единственная участь которой: ждать принца, который опять же может помочь ей, только получив доступ к телу.
Идея поцелуя как спасения от всех бед и принца как решения всех проблем станет ключевой в этих историях именно с подачи студии Дисней, ведь в классических сказках поцелуев не было.
Белоснежка Братьев Гримм проснулась, когда гномы несли ее гроб к принцу, споткнулись, и кусок отравленного яблока выскользнул из ее горла. Спящая красавица Шарля Перро проснулась просто потому, что истек положенный срок проклятия – 100 лет, а принц удачно оказался рядом (и не лез с поцелуями).Для других диснеевских принцесс брак тоже, так или иначе, становится панацеей от всех бед. Золушка («Золушка», 1950 год) прислуживает мачехе и сестрам, пока на нее не сваливается внезапная халява в виде феи крестной, шикарного платья и кареты, что помогает ей произвести впечатление на принца, удачно выйти замуж и избавиться от гнета токсичных родственников. Что она сама сделала для своего счастья? Ровным счетом ничего.
Ариэль («Русалочка», 1989 год) стремится к свободе и независимости, сбегает от отца, мечтает стать человеком, ради чего продает хвост и голос в обмен на ноги, но в итоге, чтобы спастись от ведьмы, ей нужно за три дня соблазнить принца и выманить у него угадай что? Конечно, не уважение к личным границам.
Белль («Красавица и Чудовище», 1991 год) стала пятой по счету диснеевской принцессой, и можно сказать, что с нее началось постепенное освобождение героинь от патриархального гнета. Она добра, увлекается книгами (этот элемент создатели мультфильма добавили, чтобы сделать девушку более странной), умна и способна на самопожертвование, причем не ради принца (хотя его она тоже потом спасает), а ради отца. Правда, заканчивается все традиционно – свадьбой.
О том, что образы классических диснеевских принцесс могут стать плохим примером для девочек, которые вырастают на этих мультиках, в обществе заговорили в 2000-ых годах. Так, в 2006 году New York Times была опубликована статья «Что случилось с Золушкой?», в которой выражались опасения по поводу влияния принцесс на детей. Time критиковала диснеевскую франшизу за то, что ее героини типичные «девицы в беде», что явно не лучший пример для подрастающих девочек.
В 2016 году группа психологов из Университета Бригама Янга провела исследования 198 мальчиков и девочек дошкольного возраста и пришла к выводу, что диснеевские принцессы делают детей восприимчивыми к гендерным стереотипам. Так, девочки начинают избегать поведения, не соответствующего типичному образу принцессы, например, не интересуются точными науками, экспериментами, конструированием. Мальчикам диснеевские принцессы помогают противостоять идеям токсичной маскулинности и стать более мягкими и отзывчивыми.
Так или иначе, несмотря на то, что первые принцессы Диснея остались популярным продуктом франшизы – они до сих пор появляются на всевозможных детских товарах: от посуды до пододеяльников – принцессы «второй волны», которая началась с Покахонтас («Покахонтас», 1995 год), стали гораздо самостоятельней, активней и здоровее с точки зрения примера для подражания.
Новый принцессы: спасти мир и остаться верной себе
Покахонтас, Мулан и Тиана вслед за Жасмин пополнили расовое и характерное разнообразие принцесс Диснея. Это уже совсем другой тип героинь: отважных, упрямых, сильных не только морально, но и физически.
Они не просто берут в руки свою судьбу, но и встают на защиту других людей – Покахонтас пытается предотвратить войну своего племени с золотодобытчиками (кстати, это первая диснеевская принцесса, чья история не закончилась каноничным свадебным хэппи-эндом); Мулан («Мулан», 1998 год) в одиночку спасает Китай от завоевателей-гуннов.
Тиана («Принцесса и лягушка», 2009 год) – первая принцесса, у которой есть работа (причем оплачиваемая, а не добровольное рабство, как в случае с Золушкой) и мечта открыть свой бизнес. Рапунцель («Рапунцель: Запутанная история», 2010 год) не ждет, когда ее освободят из башни, а действует. Она ловко оглушает и берет в плен вора, пробравшегося к ней, а затем заключает с ним сделку.
Мерида («Хабрая сердцем», 2012) выигрывает соревнование по стрельбе из лука, тем самым лишая претендентов возможности побороться за ее руку и закрывая тему с ненавистным замужеством. Это первая диснеевская принцесса, у которой нет возлюбленного. Настоящее обновление героинь Диснея началось именно с Мериды, ведь впервые в мультфильме о принцессе нет акцента на любовной линии (зато есть на характере и поступках девушки), а брак или отношения с мужчиной не становятся единственным мерилом счастья и возможностью хэппи-энда.
Позже эту линию продолжит одна из неофициальных принцесс Диснея – Моана («Моана», 2016). В отличие от Покахонтас, Мулан, Жасмин и остальных она обладает более реалистичной внешностью. Моана не ищет любви, при этом с радостью принимает дружбу, поддержку и сотрудничество со стороны мужских персонажей. Мы наконец-то увидели героиню, которая не противостоит мужчинам, но и не делает их самоцелью: спустя почти 80 лет после появления первой принцессы Диснея – Белоснежки.
Мы не знаем, будет ли Дисней переосмысливать других классических принцесс, как в случае с новым «Алладином», или сосредоточится на создании новых. Второе, пожалуй, проще, ведь экранизации уже известных и любимых историй, как правило, получают больше негативных реакций. Зато современное прочтение старых сказок объединяет поколения: наши дети могут расти на тех же сюжетах, что и мы, но уже более здоровых и все еще прекрасных.
Читать по теме:Как фильмы искажают наше представление о сексе