Культура

Миф о девственности: что не так со сценами первого секса в кино

10237
1
Истории о первой любви были в человеческой культуре еще раньше, чем Ромео впервые встретился с Джульеттой. Некоторые истории показывают невозможность проявления их чувств, а некоторые, напротив, демонстрируют, как могут развиваться отношения двух подростков. Не обходится и без описания первого секса — и несмотря на то, что в 2019 году был проделан уже долгий путь к гендерному равенству и уважению автономности тела, чаще всего эти изображения способны приносить немало вреда молодым людям. Редакция Heroine решила разобраться в том, как в кинематографе обычно демонстрируются сцены первого секса и что именно с ними не так.

Концентрация на токсичной маскулинности

Существует отдельный поджанр комедий, в которых молодые люди непременно «должны» заняться сексом, прежде чем отправиться в университет — чтобы проявить там себя как опытные любовники. «Американский пирог», «Шестнадцать свечей», «Алекс Стрейнджлав» и даже «40-летний девственник» — все эти популярные фильмы посвящены тому, что мужчине вменяется в необходимость немедленно получить секс, чтобы стать достойным и уважаемым в обществе человеком. Несмотря на то, что секс — это не потребность, мы до сих пор поддерживаем стереотип о том, что долгие годы девственности могут пагубно сказываться на здоровье, влиять на настроение и мешать строить здоровые романтические отношения. Что особенно важно — в центре подобной истории всегда становится именно мужчина, а любая сексуальная сцена сосредоточена именно на его страхах и последующем удовольствии.

Проблемы у женщин

Сложилось так, что сексуальный аппетит мужчин на киноэкранах поощряется и ожидается, а вот женщины чаще всего не просто занимаются сексом — а решают проблемы, возникшие после него. «Перекресток», «Жестокие игры», «10 вещей, которые я ненавижу» — все эти фильмы посвящены тому, как женщины жалеют, что лишились девственности не с тем человеком или не в то время. В «Быстрых переменах в школе Риджмонт-Хай», «Джуно» и «Спасенной» девушкам приходится принимать решение о сохранении беременности или аборте, а в драме «Детки» — немало повествования уделяется проблеме заражения ВИЧ-инфекцией.

Еще одно необычное проявление скрытого осуждения женщин за занятие сексом произошло в сериале «Баффи, истребительница вампиров», долгое время остающимся самым эмпаурмент-шоу 90-х. Когда Баффи занимается с Ангелом сексом, это буквально превращает его в демона — еще одно укрепление мифа о проклятии мужчин «неправильной женщиной».

Долгие годы девушки в принципе не могли найти свою ролевую модель на киноэкране, чтобы ассоциировать себя с персонажем, для которого первый секс стал бы удовольствием и не привел бы к разбитому сердцу, отчислению из университета или другим плохим последствиям.

1Читать по теме:Отношения и секс, СексКак женщин осуждают за их сексуальность

Расовые предрассудки

Конечно же, как и в целом в киноиндустрии, в сценах первого секса присутствует очень мало представителей цветного населения или малых этнических групп, и чаще всего они также сопровождаются насилием. Ситуация постепенно меняется — особенно после появления фильма «Любовь и баскетбол», в котором два чернокожих главных героя занимаются чувственным сексом. Когда Моника показывает, что ей больно, парень спрашивает ее: «Хочешь, чтобы я остановился?». Зрители отметили, что оба партнера вовлечены в то, чтобы поднять свои отношения на новый уровень, и готовы прислушиваться друг к другу.

Укрепление стереотипов

В фильме «Бестолковые» есть момент разговора двух подруг, в котором героиня Стейси Дэш заявляет о том, что она девственница — «технически». Она подразумевает то, что удовлетворяет любовника другими сексуальными методами, избегая при этом «главного». Определение секса как пенетрация присутствует и в других комедиях, например, в «Дрянных девчонках» оно используется в виде шутки о том, что женщина достаточно чиста и порядочна только до тех пор, пока не у нее не будет вагинального акта.
Этот стереотип пришел из реальной жизни, а не создался на экране. Но согласно книге исследовательницы и профессионального сексолога Пегги Оренштейн, эти мысли в поп-культуре побуждают людей участвовать в сексуальных действиях без проникновения в раннем возрасте:

Мы должны расширить наше определение секса, потому что, игнорируя и отрицая другие формы сексуальных действий, которыми занимаются дети, мы открываем двери для более рискованного поведения.

Определение секса как проникновения во влагалище увековечивает вводящую в заблуждение мифологию, которая осуждает женщин на протяжении тысячелетий. Кроме того, оно также обесценивает негетеросексуальный опыт, рассматривая секс строго как нечто, требующее пениса и влагалища. К счастью, в новых фильмах это можно встретить чуть реже: например, в фильмах «Жизнь Адель» и «Зови меня своим именем» главные герои сначала переживают гетеросексуальный опыт, но более интимным и значимым для них становится последующий, гомосексуальный акт.

Смена фокуса на удовольствие

Ситуация начала меняться, но только в последние несколько лет: в фильмах «Список дел», «Леди Бёрд» и «Жизнь Адель» девушки занимаются сексом потому, что действительно этого хотят, а не потому что боятся потерять уважение или любовь партнера. Для них нет тяжелых последствий в виде незапланированной беременности или посттравматического синдрома. Эти фильмы показывают, какой культурный сдвиг переживает наше общество в последние годы, узнавшее о том, что асексуальность — не болезнь, а секс до брака — не преступление.

Скорее всего, количество фильмов, которые неосознанно слатшеймят девушек, но поддерживают мужчин за исследование собственной сексуальности, будет постепенно снижаться. По мере того как люди будут лучше понимать концепцию согласия на секс —  вероятно, мы сможем получить яркие и чувственные сцены, которые помогут нам также вдохновляться на познание себя, своего тела и желаний.

Замечала ли ты, как похоже показаны сцены первого секса в кино?