1. Фемтех
Термином femtech стали называть стартапы, ориентированные на женщин: например, устройства для тренировки тазового дна со встроенным Bluetooth или приложения для отслеживания фертильности. Как пишет The Guardian, в первом квартале 2019 года в фемтех-компании было вложено 241 миллионов долларов. Тем не менее не все считают, что женским стартапам нужен отдельный термин. Как сказал один из аналитиков ВВС:
2. Сэдфишинг
Sadfishing – это когда кто-то использует свои эмоциональные очень личные проблемы, чтобы зацепить аудиторию в соцсетях. Отодвинуть завесу глянцевой жизни и рассказать о чем-то наболевшем — этот прием стал популярен у многих звезд и блогеров. Подробнее о том, как откровенные признания в соцсетях стали нашим любимым способом справиться с эмоциями, мы тебе уже рассказывали.
Термин sadfishing занял место рядом с уже существующими словами с корнем fishing (рыбалка), описывающими разное поведение в интернете — blackfishing и catfishing.
3. Народ
Слово people далеко не новое, но в 2019 году оно особенно часто использовалось в политических играх. Сторонники выхода Британии из Евросоюза постоянно ссылаются на волю народа, Трамп называет угрозу импичмента «переворотом, призванным отнять власть у народа». Политики и активисты постоянно манипулируют словами «люди, народ, граждане» в попытках продвинуть свои интересы.
4. Местоимение
Безобидная часть речи в этом году стала обозначением новой гендерной политики. Говоря о ком-то he или she, сегодня нужно убедиться, что человек идентифицирует себя с тем гендером, которым ты хочешь его обозначить. А для тех, кто не желает ограничивать себя рамками одного гендера, в английском языке появилось местоимение they (они), которое теперь можно использовать в единственном числе. Так, в сентябре британский певец Сэм Смитт в своем инстаграме попросил поклонников использовать в его адрес местоимение «они», так как устал «всю жизнь бороться со своим полом».
5. Хорошо информированный
Слово woke («хорошо информированный) появилось в Оксфордском словаре еще в 2017 году. Его определение звучит как «предупреждение расовой или социальной дискриминации и несправедливости».
В 2019 году оно стало мейнстримом и даже обрело негативную коннотацию. Теперь так иронично говорят про людей, которые во всем видят социальную несправедливость. На таком гипертрофированном чувстве справедливости уже стали наживаться бренды, делая «прогрессивно-ориентированные» маркетинговые компании.
6. Наноинфлюенсеры
На смену микроинфлюенсерам – блогерам с аудиторией в несколько сотен тысяч человек пришли наноинфлюенсеры – с парой сотен подписчиков. Бренды все больше обращают внимание не на количество, а на качество подписчиков. Наноинфлюенсеры обходятся гораздо дешевле, при этом их аудитория более лояльна, чем у крупных блогеров.
7. Аннулированный
Словом сancelled описывают главный страх современных популярных людей и общественных деятелей – потерять уважение и доверие аудитории. Артисты, политики, блогеры могут в момент утратить лояльность своих поклонников из-за одной неловкой шутки или неуместного поведения. Отсюда и популярность нового жанра интернет-видео – публичных извинений. Далеко за свежими примерами ходить не надо – тут вам и Билан с коньяком, и Гуф с клипом про Москву.
8. Кризис
Слово кризис в принципе широко используется в массовой культуре, но в этом году оно особенно распространено, причем не только с прилагательным «экономический». Главные темы – политические кризисы, а также климатический кризис, о борьбе с которым наконец-то заговорили в мировом масштабе.
9. Опиоид
Опиоиды — это гораздо более сильные синтетические аналоги опиатов. От них ежедневно погибают сотни людей по всему миру, и в этом году американские и британские СМИ уделяли особенно большое внимание этой проблеме. Даже звучали слова «опиоидный кризис» или «опиоидная эпидемия».
10. Откладывать на потом
Термин prorogue в 2019 году чаще всего звучал в адрес британцев. Весь год в парламенте Соединенного Королевства не смолкали споры о выходе из Евросоюза. Постоянные откладывания на потом привели к тому, что решение о Brexit не принято до сих пор.