Психология
28 октября, 2022

Феномен Баадера-Майнхоф: почему узнав о чем-то, мы видим это повсюду

Этот феномен получил название благодаря читателю американской газеты еще в 90-х годах. Однако, его до сих пор можно встретить как в повседневной жизни, так и в рекламе.
Возможно, ты хоть раз в жизни испытывала эффект Баадера-Майнхоф. Он заключается в том, что ты узнаешь о какой-то вещи, факте или идее, а затем замечаешь ее буквально повсюду. Например, в разговорах друзей, на рекламных баннерах или в социальных сетях. Кто-то считает это простым совпадением, но наука говорит о том, что это — специфический когнитивный эффект. Подробнее о нем узнаешь из этого материала.

Что такое феномен Баадена-Майнхоф

Первое упоминание об этом когнитивном эффекте появилось в американской газете в 1994 году. В тексте статьи говорилось, что стоит выучить новое слово, фразу или идею, как начинаешь видеть это повсюду. И такой эффект сохраняется в среднем около 24 часов.

Название этого эффекта появилось благодаря еще одной истории. Ее прислал читатель этой же газеты по имени Терри Маллен. Однажды он разговаривал с другом о западногерманской банде Баадера-Майнхоф, которая наводила ужас на граждан ФРГ в 1970-х годах. А на следующий день Терри увидел в газете заметку именно про эту организацию. Он удивился, что она попалась ему именно в это время, хотя прошли десятилетия с того момента, как информация о ней была актуальна и размещалась в каждом издании.

Чем объясняется этот феномен

Феномен Баадера-Майнхоф подробно изучал профессор Стэнфордского университета в США Арнольд Цвикки. Он назвал его «частотная иллюзия».

Согласно теории Цвикки, ощущение, что повсюду находится то, о чем ты недавно узнала, является следствием двух психологических процессов: избирательного внимания и предвзятости подтверждения.

Первый процесс является способностью выбирать самый нужный стимул, задачу или действие, несмотря на отвлекающие факторы. А предвзятость подтверждения — особенность восприятия, благодаря которой человек скорее обратит внимание и сочтет предпочтительными факты и стимулы, которые подтверждают его точку зрения, гипотезу или мировоззрение.

Если говорить о феномене Баадера-Майнхоф, сочетание двух психологических процессов заставляет человека выделять интересную для него информацию из общего контекста, а затем постоянно замечать ее для того, чтобы подтвердить свою правоту и укрепить знания.

И в то время, когда человек начинает повсюду замечать новую порцию информации, которую недавно узнал, мозг пытается рационализировать ее и говорит, что она должна быть новой для множества людей. Однако, на самом деле, эта информация всегда была доступна и ранее просто не привлекала повышенного внимания.

Приведем наглядный пример. Человек узнал, что значит слово «коллаборация» и запомнил его. А затем увидел на остановке автобус с рекламой, в которой оно упоминалось. Человек нашел интересным совпадение, что вчера он узнал слово, а сегодня увидел его в транспорте. Но дело заключается в том, что он и ранее неоднократно видел этот автобус, отправляясь на работу. А реклама на нем была размещена очень давно. Просто человек не предавал ей значения и, как следствие, нового для него слова не замечал.

Где используется феномен Баадера-Майнхоф

Психологические эффекты и когнитивные искажения нередко становятся основой для маркетинговых разработок и рекламных трюков. И феномен Баадера-Майнхоф не стал исключением.

Первое, что ты видишь, когда встречаешься с рекламой на основе этого эффекта — красочная, яркая картинка или привлекательный слоган. А затем ты неоднократно встречаешь его в разных каналах связи: социальных сетях, уличной рекламе, брошюрах, роликах по ТВ. Таким образом, избирательное внимание и предвзятость подтверждения работают одновременно, чтобы убедить тебя в том, что должна быть причина, по которой этот определенный продукт, идея или событие преследует тебя повсюду.

С эффектом Баадера-Майнхоф люди сталкиваются и в то время, как в их браузере всплывает таргетированная реклама. Стоит один раз набрать в поиске вещь, о которой ты подумала, она часто будет появляться на экране в акциях и уникальных предложениях. И это стимулирует к покупке.

Некоторые люди, сталкиваясь с рекламой на основе феномена Баадера-Майнхоф, могут говорить, что «это судьба» или что сама жизнь подсказывает, что им нужно. Но стоит быть внимательнее, чтобы защититься от манипуляций и не потратить деньги или время в пустую. Обязательно хорошо подумай перед тем, как принимать какое-то важное решение. Или подожди около суток, пока эффект Баадера-Майнхоф пройдет, а затем переходи к активным действиям.

Читать по теме:Что такое эффект Манделы и откуда берутся ложные воспоминания

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: