Культура, Кино и книги

Гламур 30-х и внимание к мелочам: 5 лент, для которых создавал костюмы Энтони Пауэлл

0
В апреле не стало Энтони Пауэлла — оскароносного художника по костюмам. Он придумал наряды для десятка культовых лент, успел посотрудничать с Романом Полански и Стивеном Спилбергом, а его наряды носили Стив Маккуин, Дастин Хоффман, Харрисон Форд. В память о мастере вспоминаем фильмы, где костюмы Пауэлла были особенно хороши.

1. «Королевская охота за солнцем»

Это малоизвестная историческая драма, однако мимо нее невозможно пройти. «Королевская охота» — дебют Пауэлла как дизайнера костюмов персонажей.

Лента рассказывает о конкистадоре Франсиско Писарро, вошедшем с небольшой группой солдат в Империю инков. Он захватил ее лидера Атауальпу и пообещал освободить его в обмен на золото. Правда, позже Франсиско оказался во власти внутреннего конфликта: за время пребывания на чужой земле завоеватель сдружился с пленником и не может решить, нужно ли ему победить инков или лучше освободить их главу.

Пауэлл работал с натуральными материалами: кожей, мехом. Порой практически раздевал персонажей ленты — как это вышло с Атауальпой, сыгранным Кристофером Пламмером. Он постарался приблизить костюмы к историческим прообразам — это стремление обеспечило дизайнеру долгую карьеру в киноиндустрии.

2. «Смерть на Ниле»

В экранизации одного из романов Агаты Кристи, написанном в 1937 году, Пауэлл разгулялся на полную. Он подарил фильму тот гламур 30-х, которого он заслуживал. За вклад Пауэлла лента получила «Оскар» и премию BAFTA в номинации «Лучший дизайн костюмов».

Порой Энтони приходилось буквально шить костюмы на коленке. В последнюю минуту режиссер добавил новую сцену, и для нее потребовался наряд, в котором показалась бы героиня Мии Фэрроу. Пауэлл не растерялся: вот, что он сам говорил об этом в интервью.

Мы были в Египте, в самой глуши. Я подумал, вот из чего мне прикажете шить? В нашей мастерской было достаточно бледно-голубого шелка для пижамных брюк. Но вот беда — что делать с топом? Пока бродил, увидел на кухне маму нашего портного — замечательную повариху. Пока она готовила, заметил в ее руках грязное кухонное полотенце, покрытое жиром, чесноком и оливковым маслом. Под ними — изумительное белое полотно в разноцветную полоску. Его бы хватило на жилетку — главное, убрать с него всю мерзость. Мы варили эту ткань до тех пор, пока она не стала более-менее чистой, и сделали из нее верх. Я дополнил образ Мии большой соломенной шляпой, а она сказала: «Послушай, ты не чувствуешь запах чеснока?» А я такой: «Что, какой чеснок? Тебе кажется?» «Вот странно, — ответила она, — Я думала, это ты его только что съел!»
Читать по теме:Стиль5 раз, когда современные дизайнеры вдохновлялись Ли Бауэри

3. «Зло под солнцем»

Еще одна экранизация книги Агаты Кристи, к которой приложил руку Пауэлл. Хотя лента не получила наград, она дала дизайнеру возможность отточить навыки и понять, в каких условиях он любит работать больше всего.

Пауэлл понял, что ему важно оставаться на съемочной площадке и контролировать процесс. Без дизайнера, по его собственным словам, вечно что-то шло не так.

В «Зле под солнцем» все были одеты в предельно точные с исторической точки зрения костюмы. Я даже над бельем поработал, чтобы у него был дизайн 1930-х. На Джейсме Мейсоне были даже подтяжки 1930-х из моей личной коллекции, между прочим. А потом мне пришлось уйти на примерку. Когда вернулся, услышал: «Режиссер хочет, чтобы у его героя были запонки». Никаких проблем, кроме того, что мы не брали винтажные. В итоге Мейсон показался с современными. И да, они были в фильме. До сих пор морщусь каждый раз, когда вижу эти кадры.

Да, костюмы для «Зла под солнцем» не такие гламурные, как наряды «Смерти на Ниле». Однако Пауэлл сделал все возможное, чтобы они выглядели так, словно это реальные вещи из начала века, дошедшие до наших дней.

4. «Индиана Джонс и храм судьбы»

Бега по Индии, заговоры и человеческие жертвоприношения — это не все, что описывает первую часть саги об охотнике за сокровищами. «Храм судьбы» примечателен музыкальным номером со множеством танцовщиц — в нем снималась Кейт Кэпшоу. Для него Пауэлл создавал одни из самых ярких нарядов.

Я находил вдохновение в мюзиклах — очень люблю их. Изначально танец был просто фоном для первых титров, и я предложил Спилбергу превратить его в долгий фантастический эпизод, в котором бы участвовало 50 артисток. У каждой был бы яркий наряд. Стивен сказал: «Звучит занятно, сделай наброски».

Так, героиня Кэпшоу — артистка варьете Уилли Скотт — показывалась в мерцающем макси-платье, в то время как танцовщицы вокруг плясали в ярких ципао — китайских национальных платьях. Пауэлл черпал идеи из номеров Басби Беркли — хореографа, который создавал масштабные номера.

5. «101 далматинец»

Наряды Стервеллы де Виль из этого фильма до сих пор считаются знаковыми: на них равняются селебрити и создатели новых лент по франшизе. Сам Пауэлл почти не давал комментариев о своей работе в этом фильме, однако за него говорили восторженные актеры и помощники. Вот, как отзывалась о таланте дизайнера руководительница программы MFA Costume Technology Хизер Майлэм, которая помогала в пошиве нарядов.

Костюмы — феноменальны. А художник, который их придумал — Энтони Пауэлл — великолепен. Для меня было честью участвовать в создании образа классической диснеевской злодейки.

Пауэлл работал и над образами для второй части — «102 далматинца». Он полагал, что ему не получится повторить успех первой ленты, однако все вышло иначе.

Я искренне верил, что никому не понравятся наряды новой Стервеллы. Они были слишком необычными даже для де Виль, ведь та отбывала срок в тюрьме за свои злодеяния, и ей успели промыть мозги. Она стала добросердечной и политкорректной, возненавидела мех и полюбила питомцев — но ненадолго.

Оба фильма получили номинации на «Оскар» за лучшие костюмы — и неспроста. Пауэлл создал за время работы над лентой сотни эскизов и внимательно отнесся ко всем возможным деталям образов. Массивные плечи, монохром в сочетании с красным, сложные узоры на костюмах и хаотичная двуцветная прическа: эти детали стали неотъемлемыми частями образа де Виль именно благодаря Энтони.