Какие типы игр бывают
Все детские игры можно разделить на несколько типов, каждый из которых важен для их развития. Любая из этих разновидностей подходит для самостоятельного времяпрепровождения.
Функциональная игра
Этот тип игр помогает детям развиваться физически и овладеть навыками, которые пригодятся им в дальнейшем. В ходе них ребенок получает удовольствие от чувства контроля над собственным телом и окружающей средой. Функциональная игра – это когда дети просто бегают безо всякой цели, прыгают, выпускают и ловят мыльные пузыри и так далее. Этот вид активности помогает им выплескивать накопившуюся энергию.
Конструктивная игра
Конструктивная игра подразумевает решение проблемы или создание чего-либо: нарисовать картину, смастерить что-то из подручных средств. В этом случае ребенок начинает игру с определенной целью, даже если в итоге меняет или не достигает ее.
Ролевая игра
Это когда дети берут на себя определенные роли и разыгрывают сюжеты. При этом неважно, фантастические это роли и сюжеты или бытовые. Ролевая игра помогает ребенку развивать способность думать, создавать истории и адаптироваться к разным жизненным ситуациям.
В чем польза самостоятельной игры
То, что у родителей появляется больше свободного времени, когда их ребенок умеет себя занять, — очевидная, но не единственная польза самостоятельной игры. Важно то, что именно в независимом времяпрепровождении дети чаще всего отдают предпочтение «открытой» игре – это когда у нее нет определенной цели или сюжета, все создается в процессе, при этом ребенок может использовать подручные средства неограниченным количеством способов.
«Открытые» игры обычно длятся дольше тех, сюжет и цель которых предопределены заранее. Здесь гораздо меньше вероятности, что ребенок заскучает в процессе, ведь он сам придумывает правила.
Открытая игра критически важна для здорового роста и развития детей — физического, социального, эмоционального, морального и когнитивного. Это дает детям свободу творить и изобретать, что является основой для их будущих ролей в качестве творческих взрослых. Именно этот тип воображаемой игры создает установку для детей, позволяет им изобретать и исследовать новые идеи, творения и делать открытия.
— говорит социолог, исследующая детские игровые паттерны, Сандра Стоун.
Как приучить ребенка играть самостоятельно
Те, кто часто общаются с детьми, без труда заметят, что одни из них спокойно проводят время в одиночестве, другие же все постоянно скучают и требуют внимания. В этом нет никакой предрасположенности – разница между такими детьми лишь в привычках, а значит, способность к самостоятельному времяпрепровождению можно развить.
Делать это лучше как можно раньше, уже с 9 месяцев. Когда ребенок привыкает к частому отсутствию родителей, необязательно полному — достаточно, чтобы мама или папа не находились в поле зрения или занимались своими делами, — он начинает развлекать себя сам. Еще один фактор – окружающая среда должна быть достаточно интересной, чтобы отвлечь ребенка от тревожности о том, где его родители.
Чем младше ребенок, тем короче продолжительность его отвлеченности, но это очень важные моменты для формирования детской самостоятельности. В возрасте от 9 до 15 месяцев родителям стоит ненадолго исчезать из поля зрения ребенка, но при этом оставлять ему понимание, что они рядом — например, разговаривая с ним из соседней комнаты. На время отсутствия стоит предложить ребенку занимательную игрушку, которую можно долго исследовать.
Начиная с трех лет прививать ребенку навык самостоятельной игры станет сложнее, однако правило «интерес к окружающей среде должен перевесить тревогу из-за отсутствия родителей» работает и здесь.
Важно понимать, что социальный опыт ребенку необходим, поэтому игры в компании тоже важны. Если нет других детей, стать партнером по играм должны родители или другие взрослые. Главное в этом процессе – дать ребенку самому управлять игрой, а не навязывать свои правила.
Как родители мешают детям научиться играть самостоятельно
Часто взрослые, сами того не замечая, ограничивают способность ребенка к самостоятельной игре. Это происходит из-за того, что родители порой гораздо больше зависят от малыша, чем он от них, хотя и не осознают этого.
Например, они не могут вынести реакцию детей на разлуку — это бывает сложно, но результат стоит усилий. Или тревожатся о беспорядке, который создаст ребенок, предоставленный сам себе.
Еще одно препятствие – родители считают, что ребенок должен сам погрузиться в игру, хотя это не всегда происходит так. Иногда ему нужна дополнительная поддержка, чтобы вовлечься в какую-то деятельность. Родители могут начать игру с ребенком и, когда она захватит его внимание, постепенно удалиться.