Культура

История тренда: как балаклава стала символом защиты, агрессии и анонимности

0
Балаклава четвертую зиму не покидает списков модных трендов. За время существования этот головной убор успел объединить в себе сразу несколько порой противоречащих друг другу смыслов: это и защита, и способ сохранить анонимность, и ощущение угрозы от того, кто ее носит. С приходом всеобщего масочного режима и активизацией протестных настроений балаклава приобрела особую актуальность. Разбираемся, что она значит для современных людей и почему балаклава остается такой модной.

Лучший головной убор для холодной погоды


По внешнему виду балаклавы очевидно, что она появилась не для красоты, а из практических соображений. Плотно прилегающий головной убор надежно защищает от ветра, снега и холода голову, шею и часть лица. По легенде, первыми это оценили британские солдаты, заброшенные в город Балаклава в середине 19 века во времена Крымской войны. Зима 1854–1855-го была необыкновенно холодной, а зимнее обмундирование до большей части британских войск не дошло вовремя. Воины спасались вязаными шапками, которые позже и назвали в честь города.

Удобство балаклавы быстро взяли на вооружение военные, пожарные, спортсмены, автогонщики, лыжники. Это идеальный подшлемник, который легко превращается в обычную шапку, стоит завернуть его наверх.

Стиль терроризма и протеста

Второе свойство балаклавы – практически полностью скрывать лицо – создало ей зловещую репутацию. Это головной убор преступников: типичный образ грабителя обязательно включает в себя балаклаву. В кинематографе такую шапку носят ниндзя, хотя это, как и облегающие черные одежды, скорее всего, художественный вымысел, не имеющий ничего общего с образом реальных средневековых японских шпионов.

В сознании современных людей балаклава прочно связана с образом террористов – такие шапки часто можно было заметить на реальных боевиках, что отражено в массовой культуре.

Балаклава широко используется среди участников протестных движений, поэтому она стала своеобразным символом бунта. Также ее носят сотрудники подразделений спецназов разных стран. Учитывая последние политические события у нас в стране, образ силовиков для рядовых граждан теперь тоже ассоциируется с угрозой, что только усиливает зловещую коннотацию балаклавы.

Читать по теме:СтильИстория тренда: как медицинские маски стали модным аксессуаром

Почему мода на балаклавы пугает

На модные подиумы балаклава попала отчасти, как элемент warcore – тренда на одежду, стилизованную под военную. Он начался с показом Louis Vuitton коллекции Вирджила Абло в 2018 году. До этого балаклавы время от времени появлялись в коллекциях уличных брендов и ассоциировались скорее со спортивной одеждой и стритвиром, чем с высокой модой.

В 2018 балаклава стала главным трендом зимнего сезона. Свои вариации на эту тему представляли Calvin Klein, Raf Simons, Gucci, Marine Serre и другие бренды. Чтобы уйти от мрачных угрожающих ассоциаций, дизайнеры экспериментировали с формой и расцветками, выпуская балаклавы в ярких или нюдовых расцветках. Они годятся не только для спортивного лука, на подиумах и в инстаграмах модниц достаточно сочетаний балаклав с шубами, нежными пальто и воздушными платьями.

Разумеется, в стороне от тренда не могли остаться звезды. Заявлять, что для них балаклава стала способом скрыться от внимания, как минимум наивно: человек в балаклаве притягивает взгляды хоть на улице, хоть на красной дорожке. Среди селебрити, оценивших тренд – Кара Делевинь, Рианна, Билли Айлиш, Бейонсе. Свежий пример: ролик Бейонсе для коллаборации ее бренда Ivy Park с adidas. В начале видео певица появляется в сверкающей балаклаве, украшенной бриллиантами.

Несмотря на то, что дизайнеры уже не первый год пытаются показать, что балаклава – всего лишь головной убор, не несущий угрозы, многие люди до сих пор не готовы воспринимать ее отдельно от тем агрессии и протеста. Из-за этого заигрывания брендов с этой темой не раз заканчивались скандалом. К примеру, в 2018 году коллекцию Nike, в которой была балаклава, закрывающая почти все лицо и доходящая до груди, в интернете жестко раскритиковали. Люди посчитали, что бренд популяризирует и без того актуальную у молодежи гангстерскую эстетику. Хейт был таким сильным, что Nike пришлось снять балаклавы с продажи.

В 2019-м году «балаклавный джемпер» от Gucci назвали расистским. Черный свитер с горловиной, доходящей до переносицы, вырезанный на ней контур губ, обведенный красным цветом, в соцсетях сочли популяризацией blackface. Бренду пришлось снять вещь с продажи.

Впрочем, эти скандалы не мешают балаклаве каждую зиму возвращаться на подиумы. Пандемии, возможно, удалось немного снизить угрожающее восприятие этого головного убора и добавить ему новых смыслов. Во времена, когда закрывать лицо маской — больше не угроза, а способ почувствовать себя безопасно, балаклава не кажется такой опасной, в отличие от человека, дышащего на тебя в автобусе.