Культура, Кино и книги

Как аниме рассказывало о климатическом кризисе

10979
0
Удивительно, что Netflix только совсем недавно приобрел права на показ фильмов студии Ghibli. Созданные 20-30 лет назад, они точно предсказывали будущее человечества, притом делали это незатейливо, между делом развлекая семью. Это же касается и работ других авторов: новый виток популярности переживают фильмы Макото Синкая. Режиссер всегда славился умением рассказать понятные истории, помещая их в непривычный сеттинг. Разберем, какие смыслы авторы аниме закладывали в фильмы и как вышло, что японские ленты рассуждали об экологическом кризисе задолго до того, как это стало мейнстримом.

Как Навсикая защищала лес

По сюжету ленты «Навсикая из Долины Ветров», люди пережили «Семь дней огня» — масштабную войну, в ходе которой случилась экологическая катастрофа. Леса оказались заражены плесенью, и единственная, кто хочет наладить общий язык с дикими созданиями в новых условиях, — это юная Навсикая. Однако ее идеи объединиться с животными и быть ближе к природе не нашли понимания у старших — им по душе были баталии и бессмысленные сражения. Навсикая не сдавалась и искала способ восстановить экологическое равновесие. Она обнаружила, что плесень питает лес и восстанавливает его, но у антагонистов были свои планы насчет растительности: они хотели создать химическое оружие и выжечь джунгли до основания, считая, что те мешали обществу развиваться.

Фильм вышел больше 30 лет назад, и уже тогда он прямым текстом говорил зрителям: «Если мы, люди, вовремя не одумаемся и не перестанем эксплуатировать природу, миру придет конец». В некотором смысле Хаяо Миядзаки, автор сценария и режиссер, сам стал Навсикаей — он дал направление, в котором следует работать, и предостерег от нежелательного варианта развития событий. Увы, к мэтру не прислушались.

Как лесной тролль стал символом единства

Другие работы студии Ghibli оказались на порядок позитивнее: к таким как раз можно отнести ленту «Мой сосед Тоторо». Хотя фильм окружен мифами — в том числе о том, что история повествует о девочках, отправившихся в иной мир, — это аниме на поверку оказывается добрым, светлым, и заодно показывает, что природа не враг человеку.

Мэй и Сацуки, главные героини, встречают Тоторо — лесного духа, который устраивает им экскурсию по своему дому, а позже помогает им увидеть маму, лежащую в больнице.

Здесь Миядзаки обращается к мифам — в Синто, японской системе верований, часто фигурируют ками — хранители, которые живут во всех элементах природного мира. В чем-то они даже являются душами вещей. Таким является и Тоторо — он ками, относящийся ко всему лесу. Дружбой духа и девочек сценарист показывает, что сейчас они — человек и природа — находятся в полной гармонии. Герои не попадают в конфликты, присущие людям из «Навсикаи», — все благодаря взаимопониманию.

Читать по теме:Культура, Кино и книгиПочему тебе стоит посмотреть «Евангелион»

Как оружейники едва не погубили всех

Самой жесткой критикой индустриализации в списке фильмов Ghibli остается «Принцесса Мононке», тоже во многом построенная на мифах Древней Японии. Принц Аситака убивает вепря Наго и навлекает на себя смертельное проклятье. В надежде спастись он пускается в долгое путешествие и встречает Сан, воспитанную волчьим племенем, и госпожу Эбоси, главу Железного города.

Героини, которых встретил Аситака, являли собой две стороны конфликта — защитницу животных и сторонницу технологического прогресса. Финал истории предсказуем: оружейники своими действиями разрушили баланс и заставили самих себя страдать. Героям едва удалось вернуть все на место.

Здесь логично смотрится ненависть Сан к людям — отчасти она впитала позицию создателей, разочарованных тем, что главной угрозой для природы и человека является сам человек. В отличие от «Навсикаи», где девушка-идеалистка сталкивается с жестокостью мира, и от «Тоторо», где герои живут во взаимопонимании, «Мононоке» словно говорит: «Вот до чего вы довели Землю. Это — ваша вина».

Как девушка вызывала солнце

Раз уж мы упомянули в начале Макото Синкая, то не лишним будет и рассказать о его недавней ленте «Дитя погоды». Оно рассказывает о подростке Ходаке, сбежавшем из дома в Токио, и Хине — девушке, которая умеет управлять небесами. Дети живут в городе, где нескончаемо идут дожди, однако иногда Хина может делать так, чтобы светило солнце. Недолго думая, ребята решают запустить погодный бизнес и развеивать тучи по требованию.

В интервью «Кинопоиску» Синкай признавался, что, по его мнению, город стремительно меняется, в том числе из-за многочисленных экологических катастроф.

В последние годы во всем мире происходят сильные климатические изменения. И в Японии это очень чувствуется. Например, если раньше смена времен года казалась чем-то прекрасным и завораживающим, то сейчас она чаще похожа на катастрофу. И вместо поэтических обсуждений природной красоты нам все больше приходится говорить про проблемы, связанные с экологией. Фильм отчасти об этом. В этой картине я хотел поговорить о том, как меняется мир. И о том, что, несмотря на эти разительные перемены, нам всем все равно надо как-то жить дальше.

Первый замысел фильма появился у меня в связи с тем, что в Токио были затяжные дожди. Точно как в фильме — непрекращающийся, беспросветный дождь, которому нет конца и края. И я подумал: «Как было бы хорошо, если бы кто-нибудь мог разогнать эти тучи».


— признается Синкай.

Катаклизмы трансформируют не только город, но и стиль общения в нем. Режиссер замечает: Токио сейчас и 10 лет назад — совершенно разные места обитания, и виной тому — климатический и экономический кризис.