Как Навсикая защищала лес
По сюжету ленты “Навсикая из Долины Ветров”, люди пережили “Семь дней огня” – масштабную войну, в ходе которой случилась экологическая катастрофа. Леса оказались заражены плесенью, и единственная, кто хочет наладить общий язык с дикими созданиями в новых условиях, – это юная Навсикая. Однако ее идеи объединиться с животными и быть ближе к природе не нашли понимания у старших – им по душе были баталии и бессмысленные сражения. Навсикая не сдавалась и искала способ восстановить экологическое равновесие. Она обнаружила, что плесень питает лес и восстанавливает его, но у антагонистов были свои планы насчет растительности: они хотели создать химическое оружие и выжечь джунгли до основания, считая, что те мешали обществу развиваться.
Фильм вышел больше 30 лет назад, и уже тогда он прямым текстом говорил зрителям: “Если мы, люди, вовремя не одумаемся и не перестанем эксплуатировать природу, миру придет конец”. В некотором смысле Хаяо Миядзаки, автор сценария и режиссер, сам стал Навсикаей – он дал направление, в котором следует работать, и предостерег от нежелательного варианта развития событий. Увы, к мэтру не прислушались.
Как лесной тролль стал символом единства
Другие работы студии Ghibli оказались на порядок позитивнее: к таким как раз можно отнести ленту “Мой сосед Тоторо”. Хотя фильм окружен мифами – в том числе о том, что история повествует о девочках, отправившихся в иной мир, – это аниме на поверку оказывается добрым, светлым, и заодно показывает, что природа не враг человеку.
Мэй и Сацуки, главные героини, встречают Тоторо – лесного духа, который устраивает им экскурсию по своему дому, а позже помогает им увидеть маму, лежащую в больнице.
Здесь Миядзаки обращается к мифам – в Синто, японской системе верований, часто фигурируют ками – хранители, которые живут во всех элементах природного мира. В чем-то они даже являются душами вещей. Таким является и Тоторо – он ками, относящийся ко всему лесу. Дружбой духа и девочек сценарист показывает, что сейчас они – человек и природа – находятся в полной гармонии. Герои не попадают в конфликты, присущие людям из “Навсикаи”, – все благодаря взаимопониманию.
Как оружейники едва не погубили всех
Самой жесткой критикой индустриализации в списке фильмов Ghibli остается “Принцесса Мононке”, тоже во многом построенная на мифах Древней Японии. Принц Аситака убивает вепря Наго и навлекает на себя смертельное проклятье. В надежде спастись он пускается в долгое путешествие и встречает Сан, воспитанную волчьим племенем, и госпожу Эбоси, главу Железного города.
Героини, которых встретил Аситака, являли собой две стороны конфликта – защитницу животных и сторонницу технологического прогресса. Финал истории предсказуем: оружейники своими действиями разрушили баланс и заставили самих себя страдать. Героям едва удалось вернуть все на место.
Здесь логично смотрится ненависть Сан к людям – отчасти она впитала позицию создателей, разочарованных тем, что главной угрозой для природы и человека является сам человек. В отличие от “Навсикаи”, где девушка-идеалистка сталкивается с жестокостью мира, и от “Тоторо”, где герои живут во взаимопонимании, “Мононоке” словно говорит: “Вот до чего вы довели Землю. Это – ваша вина”.
Как девушка вызывала солнце
Раз уж мы упомянули в начале Макото Синкая, то не лишним будет и рассказать о его недавней ленте “Дитя погоды”. Оно рассказывает о подростке Ходаке, сбежавшем из дома в Токио, и Хине – девушке, которая умеет управлять небесами. Дети живут в городе, где нескончаемо идут дожди, однако иногда Хина может делать так, чтобы светило солнце. Недолго думая, ребята решают запустить погодный бизнес и развеивать тучи по требованию.
В интервью “Кинопоиску” Синкай признавался, что, по его мнению, город стремительно меняется, в том числе из-за многочисленных экологических катастроф.
Первый замысел фильма появился у меня в связи с тем, что в Токио были затяжные дожди. Точно как в фильме — непрекращающийся, беспросветный дождь, которому нет конца и края. И я подумал: «Как было бы хорошо, если бы кто-нибудь мог разогнать эти тучи».
– признается Синкай.
Катаклизмы трансформируют не только город, но и стиль общения в нем. Режиссер замечает: Токио сейчас и 10 лет назад – совершенно разные места обитания, и виной тому – климатический и экономический кризис.