Когда появились ведьмы
Доподлинно установить первое задокументированное упоминание ведьм невозможно. В Ветхом Завете рассказывается об Аэндорской волшебнице, которая по просьбе царя Сеула вызвала дух покойного пророка Самуила, чтобы предсказать судьбу.
В разных переводах Книги Царств ее называют «волшебницей», «чревовещательницей», «заклинательницей духов». А в художественных произведениях Нового времени Аэндорская волшебница представляется в основном как злая ведьма. На картине 1857 она изображена в длинных мешковатых одеждах и капюшоне, скрывающем лицо. Ее образ хоть и мрачный, но, скорее, таинственный, чем уродливый.
Средневековье: бледные девы, сморщенные старухи
Еще одна знаковая ведьма в истории – Алиса Кителер. В 1324 году она стала первой женщиной в Ирландии, которую суд признал ведьмой и приговорил к сожжению заживо на костре. Обвинение утверждало, что Алиса готовила порошки и зелья из внутренностей принесенных в жертву сатане петухов и мозга некрещеных мальчиков, а затем травила ими всех своих четырех мужей.
На картинах Алиса выглядит обычной женщиной с изможденным лицом, рыжими волосами, разделенными пробором и заплетенными в косу. По некоторым сведениям она была привлекательной, способной с легкостью очаровывать мужчин и манипулировать ими – в принципе, для тех времен этого достаточно, чтобы счесть кого-то ведьмой.
Ведьминская истерия, начавшаяся в Европе в 1500-ых годах, окончательно сформировала и закрепила стереотипы о внешности ведьм, которые знакомы нам и сейчас. Ведьмы изображались как старые сгорбленные старухи в бедной одежде. Любая нищая женщина преклонных лет со впалыми щеками, кривыми зубами и волосами над губой считалась обладательницей «дурного глаза». Добавь к ней кошку и метлу – и доказательство того, что перед тобой злая колдунья, готово.
Стереотип о ведьминском уродстве поддерживает и шекспировская пьеса «Макбет». В нем три предсказательницы изображены бородатыми, «непохожими на обитателей Земли», «чахлыми» и «безумными» в своих одеяниях.
20 век: либо соблазнительница, либо чудовище
В ХХ веке в поп-культуре доминировали два образа ведьм: соблазнительная красотка (как королева готов Мортисия Аддамс) или зеленолицая старуха с бородавками и крючковатым носом (как злая ведьма из «Волшебника Страны Оз»).
Тогда же за колдуньями закрепляется еще один атрибут – остроконечная шляпа. Есть несколько версий того, как она стала частью ведьминского образа. По одной из них, его истоки лежат во временах антисемитизма в 13 веке, когда евреи вынуждены были носить остроконечные колпаки как знак отличия. Так как евреев часто обвиняли в черной магии, этот головной убор стал ассоциироваться с поклонением сатане.
По другой версии, остроконечная шляпа возникла из предубеждений против квакеров – протестантского христианского движения. Есть и те, кто считает, что корни этого атрибута стоит искать в шляпах alewife – тип головного убора, который носили женщины, варившие домашнее пиво для продажи.
В прошлом веке образ ведьм стал невероятно разнообразным: это и улыбающаяся домохозяйка 1960-ых годов в бигудях, и мрачная величественная Верховная Ведьма Анжелики Хьюстон, и готические школьницы, и невинная голубоглазая блондинка Сабрина.
Современность: ведьмой может быть каждая из нас
Сериал «Леденящие душу приключения Сабрины» — отличный пример того, как традиционные ведьминские атрибуты вплетаются в стиль и образ жизни современных женщин.
Ведьм 2019 года обнаружить гораздо сложнее, чем традиционную голливудскую колдунью. Они носят футболки из масс-маркета и черную помаду, сексуальные наряды с готическими аксессуарами и мешковатые джинсы, окрашивают прядь волос в седой цвет или остаются с естественной прической. Они — это ты, они – это я, они – та женщина в метро и тот мужчина на автобусной остановке. Так массовая культура отказывается от стереотипов в пользу разнообразия.
Читать по теме: новые ведьмы: как феминизм стал магией миллениалов