Однако в таком случае закрывалась дорога талантливым актерам, да и о репрезентации цветного населения как-то было принято забывать. Сейчас же режиссеров чаще заботят вопросы инклюзивности, оттого-то они чаще уходят в сторону фарса. Кажется, словно сама история переписывается на наших глазах, однако в данном случае зритель получает возможность насладиться неожиданными твистами, сравнением себя с персонажами, которые больше на него похожи. Рассказываем, что именно современные фильмоделы делают с историческими фактами, и разбираем, как проявляются их старания. Предупреждаем, возможны спойлеры.
Стирают границы между прошлым и настоящим
Если раньше хорошим тоном среди режиссеров считалось следование точным фактам, то сейчас границы стираются. Показательным примером можно назвать ленту «Антебеллум» от Джерарда Буша и Кристофера Ренца: здесь создатели размышляют, насколько варварскими и жестокими оказывались нормы 19 века. Зрителю показывается плантация конфедератов, где темнокожих людей буквально считают рабами и мусором. Провинившуюся кухарку могут легко избить, понравившуюся служанку — изнасиловать, а беглого собирателя хлопка — застрелить без всяких разговоров.
Кажется, будто зрителю показывают псевдодокументальную ленту о жизни темнокожих мучеников, однако позже тот понимает: события, происходящие на экране, случились в наше время. Сам же хоррор становится едкой критикой сложившихся норм. До сих пор темы, связанные с расизмом, являются болезненными для местного населения, особенно на фоне полицейских произволов и бесконечных протестов движения Black Lives Matter. Здесь же ясно виднеется противостояние активистки, ратующей за равноправие между людьми разных цветов кожи, и последователей конфедератов, беснующихся лишь для того, чтобы потешить свое эго.
Перед режиссерами стояла непростая задача: держать зрителя в напряжении и между делом рассказывать о том, с чем сталкивались притесняемые люди ранее. Вот, с чем им пришлось повстречаться по ходу работы над картиной.
— отмечают Буш и Ренц в интервью со Screenrant.
Меняют внешность героев
В конце декабря общественность оказалась возмущена странным нововведением: режиссер Линси Миллер вознамерилась создать мини-сериал об Анне Болейн, где ведущую роль сыграет актриса Джоди Тернер-Смит. Как отметили журналисты портала Medialeaks, пользователи соцсетей обвинили шоураннеров в искажении реальности и «обратном расизме» — по их мнению, неслыханно, чтобы исторического героя с белой кожей играла темнокожая женщина, ни капли не похожая на персонажа.
https://twitter.com/treugolny_hui/status/1338832774531325952
Такой шаг отчасти разрушает представления людей о том, в каком направлении на самом деле двигалась история. Известно, что в 15 веке Европа захватывала территории Африки, вывозя оттуда темнокожих людей, чтобы потом использовать их в качестве рабов. Некоторые из них, что разбирались в местной грамоте и обычаях, получали возможность стать личной прислугой высокопоставленных лиц — такие были в свите Катерины Арагонской, да и позже, при Елизавете I в Британии появилась целая община африканцев. Однако вряд ли бы они могли получить высокие руководящие должности.
При этом сценаристка проекта Ева Хеддервик Тернер желала пойти наперекор реальным фактам по одной причине: исследовать, могли бы существовать феминистские принципы в прежние времена. Информагентство Reuters приводит следующее заявление Channel 5.
Линси Миллер была готова к критике, при этом она ни минуты не сомневалась в своем выборе. Нам пока остается ждать выхода первых серий, чтобы оценить, насколько удачным оказалось решение шоураннеров.
Читать по теме:Джоди Тернер-Смит: что известно о темнокожей актрисе, которая сыграет Анну БолейнВводят новые жанры
Иногда авторы прямым текстом говорят зрителю: то, что вы видите прямо сейчас — не совсем история. Так вышло с проектом «Великая» от Тони Макнамары. Сценарист известен как человек, вовсю смешивающий реальное и вымышленное — благодаря такой тактике он уже выпускал оскароносную «Фаворитку»: эта лента хоть и освещает жизнь английской королевы Анны, но все же не претендует на полную достоверность. Тут и схватка леди Мальборро с бедной родственницей за любовь монаршей особы и власть, и показная комичность происходящего, и порой явное перевирание фактов — например, ни разу за фильм нам не показывают, что Анна страдает от депрессии из-за смерти не только детей, но и мужа. При этом «Фаворитка» легко смотрится, оставляя приятное послевкусие.
Ровно такую же ситуацию мы наблюдаем, когда в поле зрения попадает «Великая». Основная сюжетная линия вдохновлена реальной историей о будущей императрице Екатерине: женщина была недовольна браком с правителем-самодуром, видела, как страдают подопечные — оттого и желала захватить власть. При этом Макнамара не стесняется искажать факты, чтобы развлечь зрителя: происходящее больше похоже на подростковый сериал о первых красавчиках класса и тех, кто желает их обмануть, да и Петр III становится не внуком, а сыном Петра I. То и дело герои на наших глазах попадают в странные ситуации, которые не вяжутся с привычными образами влиятельнейших людей страны.
Вводя жанр псевдоисторического кино, создатели открывают и для себя, и для других простор для творчества. Они сразу говорят: «Верь нам, зритель, но и критическое мышление не забывай включать». Это рождает интерес к реальным фактам — среди пользователей нет-нет да найдется любопытный человек, который решит сравнить экранную картинку с тем, как обстояли дела в нашей реальности.
Бросают вызов всяким условностям
Примерно та же ситуация сложилась при создании проекта «Бриджертоны» для Netflix. Сериал повествует о жизни восьми братьев и сестер из Лондона: каждый из них желает состояться в обществе, найти любовь и зажить счастливо. Попутно в местном светском обществе появляется фельетонистка, пишущая инкогнито. Она рассказывает читателям о скандалах и секретах местной знати. Ее ненавидят, но при этом заметки неизвестной персоны не перестают читать.
Фактически «Бриджертонов» можно назвать и «Сплетницей» в викторианском антураже, и «Чужестранкой» без обилия крови, и фем-драмой в условиях ханжества. Однако интересно в этом проекте не только сочетание нравов и декораций нескольких эпох, но и принцип, по которому шоураннеры из студии ShondaLand подбирали актеров. Шонда Раймс, создательница компании, приложившая руку к «Бриджертонам», пошла по методу слепого кастинга — при нем, выбирая актеров, она не руководствовалась их расой, комплекцией или цветом кожи. Поэтому, хотя создателей сериала можно бесконечно винить в нарушении исторической целостности или игнорировании норм 19 века (шутка ли, аристократки могут выйти в свет с неприкрытым декольте или уснуть в корсете на голое тело!), однако на выходе зритель получил увлекательную историю в необычных декорациях.
Здесь королеву Шарлотту Мекленбург-Стрелицкую играет темнокожая Голда Рошевель, одного из герцогов представляет исполнитель из Зимбабве Реге Пейдж, а на роль главной антагонистки выбрали Николу Кохлан, наконец показав плюс-сайз героиню не в качестве комичного персонажа, но как целостную героиню с внутренними переживаниями и скрытыми мотивами.
— приводит «Кинопоиск» слова продюсера проекта Бетси Бирс.
Обозначенные проекты зрители могут посчитать элементами «обратного расизма», да и в них, как и во многих других работах хватает слепых зон и недочетов. Однако таким образом режиссеры дают возможность взглянуть на исторические реалии под другим углом и задаться вопросами: «Так ли для нас важен цвет кожи человека? Если да, то почему?»
Читать по теме:Антирасизм: как перестать поддерживать травмирующие стереотипы