В то время как любовь женщин к шелковым платьям и украшениям — явление абсолютно нормальное во все времена, многие женщины обращают внимание на мужской костюм. В очередной раз пускаясь в историю женской моды, нельзя пройти мимо представительниц высшего общества, дерзнувших оспорить гендерные нормы, надевая такой элемент мужского гардероба, как смокинг. Всего лишь костюм, всегда считавшийся чем-то принадлежащим исключительно сильному полу, стал важным инструментом феминисток в борьбе за равноправие и освобождение женщин от навязанных норм. 7 великих женщин и их смокинги — это история о том, как они боролись за свою индивидуальность, оставаясь при этом сексуальными и женственными в «мужском» мире.
Глэдис Бентли, 1920-е
Думая о блюзе времен Харлемского ренессанса, многие представляют себе женщин в обтягивающих платьях, поющий в прокуренных Нью-Йоркских клубах. Но вот блюз-исполнительница Глэдис Бентли решила отказаться от такого образа. Она дополнила свой джаз-бэнд ни роскошным боа, а белым смокингом, навсегда оставшимся ее личной подписью. Глэдис всегда говорила так:
Она представляла собой настоящую женщину, которая не видела нужды подтверждать свою сексуальность через провокационные платья. Глэдис была такой не только на сцене, но и в жизни: носила короткую стрижку, флиртовала с женщинами, наигрывая на фортепиано. Несмотря на то, что такое поведение можно было бы счесть скандальным для 20-х годов, многие ценили ее за открытость и естественность.
Джеймс Уилсон, автор Bulldaggers, Pansies и Chocolate Babies писал о Глэдис так:
Марлен Дитрих, 1930-е
Несравненная Марлен Дитрих навсегда расширила определение женственности, доказав, что, чтобы чувствовать себя женщиной, совершенно не обязательно быть усыпанной жемчугом. Она заявила о себе как о Famme Fatale, появившись в свет в смокинге и цилиндре.
В своем первом американском фильме «Морокко» (1930) Марлен играла певицу кабаре, которая выходила на сцену в смокинге и бабочке. Эта сцена начала целое движение, обращающее женщин к мужскому костюму. Несмотря на то, что штаны довольно скоро вошли в женскую моду в последствии, смокинг был скандальным явлением для 30-х годов. Марлен Дитрих стремилась расширить границы женского образа на экране. В исполнении Марлен — женщина, одевающаяся в смокинг, выглядела совершенно естественно. Она не пыталась бороться с мужчинами, наоборот, показала, что желание женщин носить мужскую одежду — это совершенно нормально. В свою очередь Дитрих всегда оставалась одной из самых сексуальных и интригующих женщин, появляясь и в исключительно женских образах.
Дитрих доказала всем, что женщине не нужна помощь сильного пола, чтобы оставаться той, кем она является.
Жозефина Бейкер, 1930-е
В отличии от Дитрих или Хепберн, Жозефина Бейкер не была поклонницей мужской одежды. Она прослыла воплощением гламура: шелковые платья, бриллианты, провоцирующие открытые наряды. Однако, сексуальные движения на сцене и едва скрывающие сокровенное платья, не помешали Бейкер однажды выйти в свет в смокинге и мужской шляпе, соединяя в себе как женский, так и мужской образ.
Что мог символизировать наряд Бейкер? Конечно, это мог быть просто костюм для выхода в свет, а, может, важное сообщение. «Вашингтон Пост» объясняли такое явление, как гендерные стереотипы, следующим образом:
Бейкер могла бы просто остаться первой темнокожей актрисой, покорившей Париж, но выход в смокинге помог ей подчеркнуть вклад в разрушение стереотипов о расовом и классовом неравноправии.
Кэтрин Хепберн, 1940-е
Хепберн была девушкой с мужским, можно даже сказать, мальчишеским характером. Она могла щебетать как птичка, но в то же время выбирать для себя только комфорт. «Нью-Йорк Пост» писал о ней следующее:
Хепберн не любила делать то, чего от нее ожидали. Она ломала гендерные стереотипы, просто игнорируя то, что предписывалось женщинам или мужчинам. Ее скандальная репутация была неограниченной: от появления в шелковом нижнем белье, в то время, как ее мужские штаны были конфискованы, до весьма саркастичного комментария в адрес Кельвина Кляйна о том, что женщинам стоит носить.
Хепберн считала, что гендерные нормы — это всего лишь плод общественного воображения.
В 1981 году, во время интервью Барбара Уолтерс спросила Хепберн, есть ли у нее хоть одна юбка в гардеробе, на что она ответила:
Резкие комментарии Кетрин о женственности показывали ее уверенность в том, что женщину делает не одежда. Она не искала оправданий своим предпочтениям и не выставляла их, как что-то особенное, новое для всего мира. Это просто было проявление индивидуальности и естественное стремление быть самой собой.
Ив Сен-Лоран и его смокинг, 1960-е
1960-е — это период сексуальной революции (противозачаточные таблетки и мини-юбки) и второй волны феминизма. Новое поколение женщин нуждалось в одежде, которая подчеркнула бы их независимость. Как раз в это время Ив Сен-Лоран выпустил свой Le Smoking.
В течение десятилетия, в котором носить штаны женщинам все еще считалось неестественным, костюм, выпущенный модным домом, был отожествлением новой ярости и свирепости. Женский смокинг изменил представление об одежде исключительно мужской, заставив женщин переосмыслить свое отношение к деликатности и субмиссивности. Актриса Виолетта Санчез призналась ВВС:
Но некоторые представители общества были не готовы к таким резким переменам. Однажды Нэн Кемпнер остановили на входе в ресторан La Côte Basque в Нью-Йорке из-за того, что была одета в смокинг. На ее возмущение менеджер заведения сказал, что ужинать в мужских штанах также неприемлемо для политики их ресторана, как если бы она была одета в халат.
Но смокинг Ив Сен-Лорана заявлял о прежнем неуважении к женщинам, продвигая в высокую моду свою феминистскую политику. Le Smoking требовал равноправия: если мужчины могут носить это, почему не могут женщины? Иными словами, выход в свет первого женского смокинга внес своей вклад в изменения гендерных норм.
Жанель Монэ, 2000-е
Жанель Монэ — американская певица, известная своим очаровательным голосом и чертовски классическими смокингами. В интервью для i09 Монэ объяснила свою тягу к классике следующим образом:
Выходя на сцену в смокинге, Монэ обращается к своей публике с желанием разрушить гендерные ожидания. Она помогает женщинам раскрыться и стать тем, кем они хотят быть, не зависимо от того, как их внешний вид влияет на женственность.
Жанель Монэ борется за индивидуальность, а не пытается разрушить представления о женщинах и мужчинах. Прошел уже почти целый век с тех пор, как Бентли вышла в свет в своем белом смокинге, а женщины все равно продолжают свой путь в области гендерного определения и расширения понятия «женщина». Одно можно сказать с уверенностью — мода может помочь нам понять этот мир с его нормами и ограничениями, ровно так же, как и переписать установленные правила.