Материнство требует от женщины полной самоотдачи и постоянного развития. Зачастую о ней судят не по тому, что она говорит и о чём думает, а по тому, насколько хорошо одеты её дети и какие отметки у них в школе. Довольно странно, учитывая, что вторая и третья волны феминизма провозгласили репродуктивную свободу каждой из нас.
Еще более интересным является тот факт, что подобный подход к воспитанию и взращиванию потомства был не всегда. Расскажем тебе, как именно появился концепт интенсивного материнства.
Мода на осознанность
Интенсивное материнство — это курс на полную вовлеченность женщины в развитие своего ребенка. Когда-то он был популярен в основном среди представительниц среднего и высшего класса, которые впоследствии и задали тренд, подхваченный женщинами из бедных слоев. Иногда интенсивное материнство — это осознанный выбор, чаще — необходимость и навязанный паттерн поведения. Ольга Исупова, сотрудница Института демографии НИУ ВШЭ, приводит в своем исследовании слова женщины, воспитывающей девятилетнюю девочку:
В Средневековье важнее было выжить самому
Надо понимать, что материнство в привычном для нас понимании было таким не всегда. В Средние века, по словам Исуповой, женщина выступала чем-то вроде инкубатора: от нее требовалось выносить и родить ребенка, который продолжит род. При этом представительница низшего сословия не забрасывала в долгий ящик обязанности по уходу за домом, скотом и огородом, и если наставал период жатвы, то он был в приоритете. Смерть детей на первых месяцах жизни была обычным явлением. По той же причине в семьях наблюдалась тенденция заводить сразу несколько отпрысков — кто-нибудь из них точно выживет. В знатных семьях материнство также не было самостоятельной работой, оцениваемой в обществе. Жена рожала наследника, после чего ребенок отдавался на попечение няням и кормилицам. Супруге же необходимо было сосредоточиться на малых социальных обязательствах, что у нее тогда были: сопровождение мужа.
Просвещение затронуло не только взрослых
Чуть позже стало понятно, что в случае, когда женщина вкладывает личное время в развитие и воспитание сына — человека, претендующего на владения, получается куда более продуктивный член общества. Однако, чтобы мать могла давать детям определенные знания о мире, она также должна была иметь представление о том, как всё устроено. Для этого и появилась потребность обучать и девочек, чтобы позже они стали достойными матерями. В эпоху Возрождения эта концепция медленно и верно формировалась, а уже к Просвещению Жан-Жак Руссо, по иронии судьбы бывший тем еще чайлдхейтером, обосновал ее в идее интенсивного материнства. Само понятие, к слову, появилось только в 1996 году благодаря американскому социологу Шэрон Хейз.
Напомним, до эпохи Просвещения детей отлучали от женщины, лишая её материнской функции. Руссо установил, что знатные дамы — а за ними и девушки из низших сословий — должны сами кормить детей грудью, воспитывать их, растить и понимать, что ребенок из себя представляет.
В XX век женщины вошли с новой задачей — быть хорошими матерями
К концу XIX века образ женщины-воспитательницы добрался и до России, изменив подход к взаимодействию с детьми. Мать должна была не только рожать, но и обеспечивать комфорт и развитие —кормить, воспитывать, уметь выявлять таланты и выводить их на новый уровень, чтобы ребенок смог затем состояться в обществе.
В этом и заключалась интенсивность — полное вовлечение женщины в проект по взращиванию потомства. Фактически это была единственная сфера для женской самореализации, потому как каналы по продвижению в политику или общественную деятельность оставались недоступными.
Исупова подчеркивает, что не всегда старания матерей сулили успех:
Активистки сомневались в новом предназначении женщины
С приходом феминизма женщины уже могли осознавать, что материнство — это полноценный труд 24/7, предполагающий, что воспитательница детей будет занята только им, уделяя минимум времени другим сферам жизни. В Советском Союзе женщинам попытались пойти навстречу, а именно — решили снизить на них нагрузку, создав систему яслей и детских садов, куда мать могла сдать ребенка и трудиться на благо общества. Привело это к образованию «второй смены»: девушка стала работать еще больше. Сперва — на основной работе, затем — дома, убирая, готовя и следя за развитием детей.
Феминистки третьей волны реабилитировали опыт материнства. Адриенна Рич написала книгу Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution, где говорила, что интенсивное воспитание детей как социальный институт ущемляет женщину, не давая развиваться ей как личности, а вот как личный опыт оно может быть вполне неплохим. Таким образом, женщина получила возможность понять, что материнство забирает слишком много сил и не дает никаких гарантий, и на основе этого знания решить, будет она матерью или же воздержится от этого. Позже, в 90-е годы, появилась концепция под названием «достаточно хорошее материнство», то есть воспитание детей как одна из ролей в жизни женщины, а не основная ее работа. Эта теория немного совпадала с советским восприятием матери: женщины поголовно рожали детей как можно раньше, недолго ухаживали за ними, после чего отдавали их в сад или на попечение бабушек и занимались личным развитием.
Ближе к 2010-м российское правительство стало активно поддерживать консервативные взгляды на семью и воспитание для повышения демографии страны. Однако социальные институты, которые брали на себя обязательства по развитию детей, изменились. Они отказываются заниматься воспитанием и дисциплинированием подопечных. Исупова пишет:
На женщинах лежит большая ответственность — виноваты стереотипы и отсутствие поддержки
Дополнительная сложность заключается в том, что принятые в традиционном обществе социальные контракты — негласные договоренности женщины и ее партнера — подразумевают, что та либо будет украшением, обеспечивающим стабильный и качественный секс, либо станет прислугой с функциями воспитателя. Консервативный отец практически не вовлечен в воспитание ребенка — он занят добычей денег и ресурсов. Если же семья не может позволить себе не работающую наравне с мужем женщину, то матери придется одинаково хорошо выполнять функцию и по взращиванию потомства, и по заработку, чтобы семья держалась на плаву. Социолог подчеркивает:
В 2017 году уполномоченная по правам детей в РФ Анна Кузнецова сообщила, что в стране каждый третий ребенок растет в семье матери-одиночки. В таком случае на женщину ложится двойная, если не тройная ответственность: ей необходимо зарабатывать средства для достойной жизни, давать потомку достаточно хороший уровень знаний и воспитания и делать это, не дожидаясь поддержки от государства или социальных институтов.
Самое ироничное здесь то, что на мать-одиночку, по словам Ольги Исуповой, обратят внимание лишь в крайнем случае — когда она сделает нечто настолько криминальное, что у нее заберут ребенка органы опеки. В остальных случаях она вынуждена выкручиваться, как хочет и как может. Получается, интенсивное материнство — это полноценная работа, которая требует от женщины такой же отдачи, как построение карьеры. В противном случае мать подвергается нападкам извне и вдобавок изводит себя сама: «Некогда отдыхать: сын-отличник, знающий три языка, еще не выучил латынь!»
Концепция не существовала всегда. До эпохи Возрождения женщинам всё-таки было важнее выжить, чем обеспечить ускоренное социальное продвижение потомству. Однако сейчас интенсивное материнство является главным подходом к воспитанию. Хотя женщины сами могут решать, как и в каких условиях стоит растить потомство, они вынуждены переживать давление и навешивать на себя ярлык «плохой матери», какими бы они ни были на самом деле.
Читать по теме:Почему ты не готова заводить детей, даже если думаешь, что пора
Интенсивное материнство очень вредная идея прямо снижающая количество желаемых детей до минимума. Надо выкинуть эту идею из головы матери и из головы общества в т.ч. учителей
И как же это сделать? Интенсивное материнство всего лишь ответ на возрастающие требования общества. Нынче считаеися, что к 30 ты должен построить карьеру или стать успешным бизнесменом, в 40 уже старики, выбрасываем на помойку. Долгая активная старость для тех, кто может ее себе позволить. А чтобу успеть к 30, надо к 15 уже знать 3 языка, стать классным программистом или стартануть пару стартапов или ввиграть олимпиаду. Какой ребенок это сможет? Только тот, чья мать пожертвовала своей жизнью ради его успеха. «Хорошая». Ну или вложила большой капитал, например, папин, что реже.
Хорошая статья
Статья классная! Все точно в цель. Спасибо автору.
Как верно , как печально . Одно радует , раз об этом говорят , возможно , что то будут делать.