Материнство требует от женщины полной самоотдачи и постоянного развития. Зачастую о ней судят не по тому, что она говорит и о чём думает, а по тому, насколько хорошо одеты её дети и какие отметки у них в школе. Довольно странно, учитывая, что вторая и третья волны феминизма провозгласили репродуктивную свободу каждой из нас.
Еще более интересным является тот факт, что подобный подход к воспитанию и взращиванию потомства был не всегда. Расскажем тебе, как именно появился концепт интенсивного материнства.
Мода на осознанность
Не заниматься с ребенком нельзя. Если ребенок чего-то не выучил, после школы учитель журит родителя за то, что тот плохо занимается, не объясняет, не бдит.
В Средневековье важнее было выжить самому
Просвещение затронуло не только взрослых
Напомним, до эпохи Просвещения детей отлучали от женщины, лишая её материнской функции. Руссо установил, что знатные дамы — а за ними и девушки из низших сословий — должны сами кормить детей грудью, воспитывать их, растить и понимать, что ребенок из себя представляет.
В XX век женщины вошли с новой задачей — быть хорошими матерями
К концу XIX века образ женщины-воспитательницы добрался и до России, изменив подход к взаимодействию с детьми. Мать должна была не только рожать, но и обеспечивать комфорт и развитие —кормить, воспитывать, уметь выявлять таланты и выводить их на новый уровень, чтобы ребенок смог затем состояться в обществе.
В этом и заключалась интенсивность — полное вовлечение женщины в проект по взращиванию потомства. Фактически это была единственная сфера для женской самореализации, потому как каналы по продвижению в политику или общественную деятельность оставались недоступными.
Исупова подчеркивает, что не всегда старания матерей сулили успех:
Я читала дневник одной русской дворянской матери, у которой было много детей. Она описывала, как всегда ошибалась. У нее были две дочери и два сына, и они все стали ее врагами, хотя она посвятила им всю себя <…> Она считала, что одна из ее дочерей не рождена для замужества и для материнства и поэтому надо ее образовывать. Она будет работать — допустим, будет учительницей. Фактически больше ничего в те времена образованная женщина делать не могла. А другая, напротив, выйдет замуж и будет матерью. Получилось всё совершенно наоборот. То есть та, которую она растила не для замужества, просто сбежала из дома и вышла замуж за кого попало. И очень сильно потом обижалась на свою мать за всё, в том числе за то, что та ее не научила ничему, что было бы полезно для такой жизни. А другая замуж не вышла и стала директрисой школы. И тоже всё время жаловалась, что у нее недостаточно образования.Активистки сомневались в новом предназначении женщины
С приходом феминизма женщины уже могли осознавать, что материнство — это полноценный труд 24/7, предполагающий, что воспитательница детей будет занята только им, уделяя минимум времени другим сферам жизни. В Советском Союзе женщинам попытались пойти навстречу, а именно — решили снизить на них нагрузку, создав систему яслей и детских садов, куда мать могла сдать ребенка и трудиться на благо общества. Привело это к образованию «второй смены»: девушка стала работать еще больше. Сперва — на основной работе, затем — дома, убирая, готовя и следя за развитием детей.
Ближе к 2010-м российское правительство стало активно поддерживать консервативные взгляды на семью и воспитание для повышения демографии страны. Однако социальные институты, которые брали на себя обязательства по развитию детей, изменились. Они отказываются заниматься воспитанием и дисциплинированием подопечных. Исупова пишет:
Государство, видимо, хочет, чтобы многие ранние семейные функции были обратно возвращены в семью: воспитание детей, в том числе интенсивное, образование и так далее. Некоторые женщины этого тоже хотели, но сейчас им это уже и не нравится, потому что школа так построена, что на первые несколько классов обучения ребенка в школе, если тебе не всё равно, что с ним дальше будет, надо фактически брать второй декретный отпуск. То есть надо сидеть и делать с ним уроки, иногда надо учить его вместо учителя, потому что учителя стали неквалифицированными. И я даже учителей в этом не обвиняю — это проблема всего института школы.
На женщинах лежит большая ответственность — виноваты стереотипы и отсутствие поддержки
Женщина должна быть очень красивая, должна за собой следить, водить машину, заниматься развитием детей — и за всё это муж может с нее спросить. То есть это теперь ее работа. Если это богатый муж, он может спросить; если это небогатый муж — с ним будет другой разговор. Возможно, мужа не будет вообще.
В 2017 году уполномоченная по правам детей в РФ Анна Кузнецова сообщила, что в стране каждый третий ребенок растет в семье матери-одиночки. В таком случае на женщину ложится двойная, если не тройная ответственность: ей необходимо зарабатывать средства для достойной жизни, давать потомку достаточно хороший уровень знаний и воспитания и делать это, не дожидаясь поддержки от государства или социальных институтов.
Концепция не существовала всегда. До эпохи Возрождения женщинам всё-таки было важнее выжить, чем обеспечить ускоренное социальное продвижение потомству. Однако сейчас интенсивное материнство является главным подходом к воспитанию. Хотя женщины сами могут решать, как и в каких условиях стоит растить потомство, они вынуждены переживать давление и навешивать на себя ярлык «плохой матери», какими бы они ни были на самом деле.