В США дела обстояли иначе: девушки, придерживающиеся новых взглядов на жизнь, хотели отыскать таких же, как они, и узнать, куда им обратиться за помощью. В итоге появилась целая культура фемзинов — независимых журналов, связанных с женской повесткой. Расскажем тебе о том, кто и когда создавал первые зины, как менялись издания и что происходит с ними сейчас.
1970-е: руководство по выживанию, написанное в условиях роуд-трипа
Началось все так: две феминистки по имени Кирстен Гримстад и Сьюзен Ренни арендовали машину, проехали 13 тысяч миль и засели в баре. До этого они побывали в коммунах, книжных магазинах, на фермах, принадлежавших женским кооперативам, посетили десятки домашних собраний и столько же фем-тусовок. После вышел New Woman’s Survival Catalog — «Каталог для выживания новой женщины», описывающий, как жили и чем руководствовались представительницы второй волны движения.
Гримстад и Ренни, работая над изданием, хотели отразить в нем все важные для феминистки той поры сведения: где получить грамотную медицинскую помощь, куда обратиться, чтобы реализовать творческий потенциал или взять кредит, что делать, если нужна помощь правозащитников, как и где получить развод. Так и вышло, но вдобавок девушки приправили «Каталог» фотографиями из перечисленных организаций — те порой оформляли свои лого психоделично — и советами автостопщицам в духе:
Когда садитесь в машину, сразу закуривайте сигарету. Это полезное оружие. Если с бомбилой возникнут проблемы, пустите ему в лицо дым.— указывалось на страницах.
«Каталог для выживания новой женщины» мало чем напоминал журнал в современном понимании: он оказался чем-то средним между энциклопедией и сборником зинов поменьше от других авторок. Это сейчас мы оснащены доступом к соцсетям и можем рассказать фолловерам о волнующей нас проблеме или предложить общественную инициативу. В 70-е же такие издания были едва ли не единственным способом связаться друг с другом, не считая личные встречи.
1980-е: женщины размышляют о политике, культуре, сексе и не только
Опыт путешествий навсегда изменил Кирстен и Сьюзен. Они, замужняя преподавательница немецкого и помощница вице-президента по академическим вопросам в Университете Колумбии, перебрались в Лос-Анджелес и занялись новым журналом — Chrysalis, который выходил до 1980 года.
Сама редакция называла издание средством исследования радикальных идей, которые женщины инициируют в области теории и практики: здесь размышляли о влиянии фрейдизма на культуру сексуального насилия над детьми, порнографии, религии, феминистском искусстве, экологии, домашней жизни женщин. Он задумывался как ежеквартальный: за три года вышло 10 выпусков, после чего у руководства возникли проблемы с финансированием и управлением.
Параллельно выходило издание Heresies: A Feminist Publication on Art and Politics, просуществовавшее до 1993 года. Всего «Коллектив Ереси», куда входили Джоан Брэдерман, Мэри Бет Эдельсон, Элизабет Хесс, Эллен Ланьон и другие авторки, выпустил 27 номеров. В каждом тоже освещались женское искусство и влияние девушек на культуру, политика, секс, кино, активизм, проблемы расизма и жизнь в странах с менее высоким уровнем развития.
Искусствоведка Дженни Соркин, сравнивая наследие Chrysalis и Heresies, отмечает, что «Ереси» пользовались большей популярностью, но при этом «Хризалида» превосходила другие журналы по уровню подготовки публикаций: оба издания были посвящены не только женщине, но и ее месту в современной культуре, и Chrysalis часто позволяли себе выходить за рамки заявленных тем, привлекая новых читательниц.
1990-е: панк, мятеж и стиль
Пожалуйста, выслушайте меня, придурки, у меня, в отличие от сотен писателей-фанатов по всей Америке, есть законная потребность и отчаянное желание быть услышанной. Я делаю фэнзин, чтобы не развлекать, не отвлекать и не исключать, или потому, что у меня нет ничего лучше, а потому, что если бы я не писала эти вещи, никто бы тоже не стал.
— пишет основательница Grrrl Riot движения Тоби Вэйл в зине Jigsaw # 3.
В 1989 году фемзины становятся такими, какими мы знаем их сейчас.
Для авторов в приоритете был смысл, а не внешняя привлекательность журнала: порой они сшивали зины вручную, использовали фотокопии из научных публикаций, печатали на пишуших машинках, собирали кем-то созданные фото с иллюстрациями. Об оригинальном визуальном контенте, не говоря уже о полноценных фотосессиях, не было и речи: девушкам было не до того, важнее донести мысль.
2000-е: грань между анархизмом и высокой модой стирается
Современные редакторы могли не застать журналы из прошлых лет, либо видеть их мельком. Однако люди с писательскими способностями не исчезали из фем-сообщества, да и у поколения возникли новые потребности.
Воспитанным на I-D, Dazed, Paper, Tumblr и других платформах уже не так-то просто воспринимать информацию без грамотной подачи: с такой идеей и появился Polyester, а за ним Mushpit, Cuntry Living и другие зины.
Визуальная культура — важный аспект нашего поколения, нравится нам это или нет.
— утверждает редактор издания Джина Тоник.
В отличие от девушек, выросших на гранже и телешоу, миллениалы имеют доступ к цифровым редакторам, так что красивая картинка уже не является недостижимой роскошью, а становится естественным компонентом композиции. Примечательно, что тот же Polyester, копируя эстетику прошлых лет, все же приближен к глянцевым изданиям — да, фото неаккуратные, но нарочито. Современный издатель зина может позволить себе известного фотографа, арт-директора или даже знаменитость на обложке. К примеру, шестой номер Mushpit отснял Тайрон Леброн, а Polyester заручился поддержкой Тави Гевинсон, основательницы блога Style Rookie.
За сорок с лишним лет облик независимого издания для феминистки, созданный участницей движения, полностью переменился. Поначалу журнал являлся связующим звеном между представителями сообщества, которым трудно в одиночку противостоять противникам идеи и попросту выживать. Затем женщины взяли на себя обязательство освещать достижения девушек в культуре, рассказывать о кошмарах, с которыми сталкиваются дискриминируемые группы, делиться мнениями о сексе и свободе. С развитием интернет-коммуникаций от журналов как бы перестали требовать того же, что в 70-е, и они превратились в вестники моды, пусть и с контркультурным подтекстом.