Здоровье
15 июня, 2021

Кто такие телемедики и почему они становятся самыми востребованными специалистами в России

Каковы плюсы онлайн-общения с врачами и в чем заключаются сложности, связанные с дистанционным лечением.
На днях сервис «‎Зарплата.ру» обнародовал список самых востребованных профессий в России. В топе — врач телемедицины. За время пандемии спрос на терапевтов и педиатров, консультирующих удаленно, вырос в 5 раз. В крупных городах им предлагают до 130 тысяч рублей в месяц.

Еще год или два назад к телемедикам относились со скепсисом: во многом такое отношение сформировалось из-за инставрачей, вводящих подписчиков в заблуждение. Теперь, судя по всему, ситуация меняется. Разбираемся, чем занимаются специалисты из сферы телемедицины и как эта область развивается в нашей стране.

Что такое телемедицина


Российское законодательство (ФЗ №242 от 29 июля 2017 года) определяет телемедицину, как «использование современных средств коммуникации для дистанционного предоставления врачебных и консультационных услуг». К примеру, врач, который принимает клиентов удаленно, может рассматривать снимки и результаты обследований, рекомендовать лечение. При помощи телемедицины медики также нередко взаимодействуют между собой, чтобы подобрать наиболее эффективную схему для восстановления пациента.

Какой бывает телемедицина

Сейчас существует 2 направления телемедицины: «‎врач — врач» и «‎врач — пациент». Первое давно развито в России: медики нередко списываются или созваниваются друг с другом, чтобы найти оптимальное решение проблемы.

Вторая же схема используется повсеместно с 2018 года — тогда вступил в силу федеральный закон о применении информационных технологий в сфере здоровья. С этим направлением связаны определенные трудности, которые возникают из-за действия ФЗ №323 «‎Об основах охраны здоровья граждан РФ».

В чем минусы дистанционных консультаций

Предполагается, что раз во время онлайн-консультации медик не может провести полноценный личный осмотр пациента, то он и не вправе ставить точный диагноз и выписывать лечение. Из-за этого возможности телемедицины в направлении «‎доктор — пациент» сводятся к тому, что специалист направляет клиента по мере лечения и дает советы. Однако делать это он может только после хотя бы одной личной консультации, на которой ставится диагноз и разрабатывается план лечения.

В конце 2020 года депутаты обратили на это внимание и подготовили поправки в закон, которые позволили бы врачам назначать лечение и ставить диагнозы в онлайн-режиме, однако к январю 2021-го их так и не приняли.

Еще одна проблема — неэффективность консультаций. В случаях, когда заболевание не угрожает жизни пациента и он может легко выполнять рекомендации врача, телемедицина полезна. С ее помощью человек получает возможность быстро связаться с доктором, а затем самостоятельно избавиться от источника угрозы.

Если же болезнь быстро прогрессирует или ощутимо сказывается на состоянии человека, простой беседы может быть недостаточно. Даже с самой совершенной камерой или скоростным интернетом врач рискует не заметить важные симптомы у своего пациента. Клиент же, которому срочно нужна помощь, может выполнить в домашних условиях далеко не все процедуры.

Наконец, развитию телемедицины мешают технические проблемы. Онлайн-системы для работы врачей подвержены хакерским атакам: известен случай 2020 года, когда в сети оказались данные москвичей, переболевших коронавирусом. В тот же период по информации «‎РБК Тренды» крупнейший финский психотерапевтический центр также подвергся взлому базы данных. Хакеры угрожали слить в свободный доступ записи сессий с терапевтами и личные данные десятков тысяч клиентов.

Кроме того, внедрение телемедицинского комплекса требует большого количества ресурсов. Для этого необходимо повышать квалификацию провайдеров, улучшать системы безопасности, работать над качеством изображения и звука, ведь порой от них могут зависеть жизни пациентов. Не все клиники могут себе это позволить.

Чем хороша телемедицина

Она помогает врачам и пациентам экономить свои время и силы. Раньше удаленным форматом лечения пользовались клиенты, у которых не было возможности лично присутствовать в кабинете врача — например лежачие пользователи, люди из соседних населенных пунктов. Однако сейчас преимущества телемедицины оценили и жители мегаполисов. Онлайн-общение помогает не стоять часами в очередях и не добираться до больницы через весь город.

Кроме того, телемедицина помогает общаться с квалифицированными специалистами по всему свету. За это ее давно полюбили специалисты по ментальному здоровью и их клиенты. Благодаря онлайн-консультациям человек из небольшого города может договориться о беседе с психологом или коучем из столицы или вообще из другой страны. Скорость ментального восстановления клиента больше не ограничена возможностями местных специалистов.

Наконец, во многих случаях телемедицина экономит деньги. Некоторые специалисты снижают стоимость приема, если консультируют клиента онлайн. Кроме того, пациенту не приходится тратить дополнительные средства на дорогу к врачу.

В ближайшие 5 лет, считает коммерческий директор сервиса «‎Страховка.ру» Григорий Игнатенко, российский рынок телемедицины может вырасти в 60 раз, при этом уже сейчас пациенты все чаще отдают предпочтение онлайн-консультациям.

Читать по теме:Инставрачи: стоит ли доверять медикам из интернета

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: