Подобные приемы кажутся странными и поначалу обескураживают — как может быть модным то, против чего было принято бороться? Этому есть логическое объяснение: рассказываем, как истощенность стала новым черным.
С чего все началось
В конце прошлого года 19-летняя тиктокерша Сара Карстенс опубликовала ролик, где показывала, как с помощью контуринга создать эффект мешков под глазами. В интервью The NY Times девушка сказала следующее:
Под ее видео набралось 7 миллионов просмотров, оно моментально завирусилось в других соцсетях — после перехода в «Инстаграм» такой прием в макияже мигом стал трендовым. Его копировали все, кому не лень: модели, визажисты, блогеры, не имевшие ничего общего с бьюти-индустрией.
Такой всплеск популярности тиктокерша и мастер по макияжу Эбби Робертс объяснила тем, что каждые несколько лет люди устают от инстакрасоты, которую продвигали Ким Кардашьян, Кайли Дженнер и другие лидеры мнений. В ответ на завышенные стандарты закономерно появляется полное их отрицание — совсем как в 90-е, когда параллельно с гламуром развивался гранж.
Как люди отреагировали на тренд с несовершенствами
Мнения разделились. Одни пользователи соцсетей заявили, что тренд помогает им отстаивать свои ценности. Например, визажистка Даниэль Маркан рассказала Insider, что макияж для нее в принципе был главным инструментом в борьбе за собственные представления о красоте, и мода на темные круги под глазами помогла ей самореализоваться.
— призналась Маркан.
Другие, подобно комментаторам в постах Сары Карстенс, откровенно злятся, строча сообщение за сообщением: «Мои синяки созданы не для того, чтобы делать их трендом!» или «Как ты можешь высмеивать наши недостатки!»
Есть и третья сторона пользователей, иронизирующих над подростками. Так сделала журналистка Dazed Гунсели Ялцинкая, отметив, что заигравшимся, по ее мнению, ребятам надо просто подождать пару лет, и синяки сами собой появятся.
Сама же блогерка, которая и ввела тренд, позже говорила, что вовсе не ставила перед собой задачи оскорбить или высмеять кого-либо. Люди неправильно поняли ее посыл, из-за этого Карстенс и столкнулась со шквалом критики.
— приводит ее слова Insider.
Однако в сложившейся ситуации интересно не столько разделение общества на поклонников, противников тренда и равнодушных — в конце концов, каждый может иметь свое мнение о тенденциях, сколько феномен популярности эффекта уставшего лица. Разберем, почему именно он стал трендом.
Читать по теме:Книги, кожа, плюшевые медведи: как повторить тренды «ТикТока»Как усталость стала новым инсташиком
Первой причиной можно назвать цикличность трендов. Ощущение удрученности и тотального выгорания уже было на подиумах — в 90-х. Тогда как раз начинала свою карьеру Кейт Мосс, сразившая бьюти-индустрию своим образом: модель приковывала к себе взгляды, будучи невероятно тонкой девушкой с бледной кожей, острыми скулами и темными кругами под глазами. Казалось, такая манекенщица не сможет ни единого контракта подписать, но Tom Ford и Calvin Klein считали иначе.
Героиновый шик, с одной стороны, романтизировал анорексию, наркозависимость и другие заболевания, однако, с другой — давал простор для самовыражения. Сейчас мы наблюдаем то же самое, пусть и эффект от тренда пока не так заметен.
Вторая причина — тотальная физическая усталость миллениалов и зумеров. Этой проблеме посвящали свои статьи BBC и Healthline — специалисты последнего ресурса обратили внимание, что на это повлияли коллективная склонность к недосыпам, обилие информационного мусора в медиапространстве, взросление в пору постоянных экономических кризисов.
Третья причина — ментальная истощенность. Как отмечает квир-активистка Татьяна Рингсби, тренд на усталость помогает людям оставаться женственными, но при этом не подвергаться общественному давлению.
С ней отчасти согласна историк моды Рейчел Вайнгартен. На ее взгляд, стремление показывать собственную усталость говорит не только о желании чувствовать себя красивой, не тратя на это драгоценное время, но и о коллективной удрученности.
Взгляните сами: во время всякой катастрофы люди все, как один, пытались показать, что они все еще красивы. При эпидемии чумы люди подрумянивали щеки, давая знак, что они все еще живы. После Второй Мировой женщины, терпевшие всевозможные лишения, показывали, что они очень даже симпатичные. Так же дела обстоят и сейчас. Тренд на круги помогает людям выразить то, через что они проходят прямо сейчас.
Как отмечает профессор американской истории в Университете Пенсильвании Кэти Пейсс, эта тенденция эфемерна, и однажды она перестанет будоражить умы. При этом она отражает настрой людей, переживших пандемию и продолжающих сталкиваться с различными поводами для стресса: они устали, они измотаны, они хотят быть красивыми, не совершая ради этого подвиг.
Читать по теме:Надоело бояться: что такое карантинная усталость