Культура

Новый боевой клич: как розовый стал цветом политического протеста

0
Розовый цвет за времена своей популярности несколько раз кардинально менял смыслы. Он был оттенком наивности и романтики, цветом девочек, легкомысленности и гламура. В 2016-м розовый — это millennial pink, просто очень популярный цвет у миллениалов любых полов. В 2020-м этот цвет снова в тренде, но теперь это символ американского политического протеста, сильных женщин и борьбы за равенство. Расскажем, как так получилось.

Цвет праздности, романтики и юности для обоих полов

Гендерное определение цветов (мужской — это голубой, женский — розовый) появилось не так давно, как можно подумать. В 17–18 веках, когда розовый стал активно использоваться в живописи и одежде, этот цвет ассоциировался с чем угодно, только не с половой принадлежностью. Им обозначали экзотику, роскошь, легкость, романтику, праздность. Розовый носил оттенок юности, невинности; в Викторианскую эпоху леди часто выбирали его для платья на первый в своей жизни бал. Встретить молодого мужчину в розовом сюртуке тоже не было большой редкостью.

Обозначать гендерную принадлежность ребенка долгое время было не принято: мальчики и девочки до определенного возраста носили одинаковые свободные платьица и длинные ангельские локоны, а когда становились постарше — переодевались в платья и брюки. Эта традиция сохранилась до начала 20 века.

Цвет гендера, легкомыслия и гламура

Когда именно розовый стал приобретать стойкую ассоциацию с женщинами, а также коннотацию неинтеллектуального и легкомысленного цвета, точно сказать трудно. На этот счет есть много версий, и, вероятно, каждая из них имеет право на существование. В 20 веке сложилось сразу несколько факторов, которые привели к тому, что к концу столетия розовый воспринимался абсолютно однозначно во всем мире.

Например, российскую, а еще раньше советскую, традицию перематывания свертков с младенцами розовой или голубой лентой связывают с двумя почетными орденами Российской Империи. Орден Андрея Первозванного выдавали только мужчинам и носили на голубой ленте, а Орден Святой Екатерины — женщинам и носили на розовой ленте. Даже когда про ордены все забыли, традиция осталась, и новые поколения наших соотечественников продолжали следовать ей по инерции.

Идею «женского розового» в США ассоциируют с несколькими популярными в 20 веке женщинами. Это и Мерилин Монро, поющая песню о любви к бриллиантам в эффектном платье цвета фуксии в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок», и первая леди США в 1950-е годы Мейми Эйзенхауэр: ее нежно-розовое платье для инаугурации мужа до сих пор является одним из самых популярных экспонатов в Смитсоновском Национальном музее американской истории. И следующая первая леди — Жаклин Кеннеди, которую нередко можно было увидеть в розовом.

Эти женщины не пытались сделать розовый цвет несерьезным, хотя образ Мерилин безусловно ассоциируется с сексуальностью и легкомысленностью. Однако во многом благодаря им он стал популярен, дальше все сделали маркетологи. Магазины заполонила розовая мебель, розовая одежда, розовые игрушки для девочек.

Читать по теме:КультураСтиль протеста: как женщины сделали одежду символом солидарности

Цвет женской гордости и протеста

Политическое значение, хоть и не явное, розовый цвет начал приобретать еще в первой половине 20 века, когда журнал Time использовал термин «pinko» для обозначения людей с коммунистическими или социалистическими взглядами.

В начале 1990-х розовая лента стала символом борьбы с раком молочной железы, что усилило «женскую» коннотацию розового, но вместе с тем добавило ему серьезную и важную ассоциацию с общественной деятельностью.

В начале 2000-х розовый — еще цвет гламура и неразрывно связан с блондинками, стразами и Пэрис Хилтон, как самым ярким воплощением всего этого. Однако уже в 2010-х с очередным витком развития феминизма борцы за женские права перестают отрицать розовый, как что-то неинтеллектуальное и принимают его как символ женской гордости.

В 2017 году розовый становится цветом Женского марша в США — массовых протестов против инициативы Трампа лишить федерального финансирования организацию Planned Parenthood, которая защищает женское право на аборт. Символом акции стали розовые шапки, в которых люди выходили на улицы.

Спустя три года розовый еще больше переосмыслен, в Америке 2020-го это цвет политического активизма и борьбы за равенство: гендерное, расовое, любое.

В 2020 году розовый стал «разрушительным цветом» — цветом перемен для очень многих людей во всем мире. Для миллионов людей, которые требуют перемен в нашей политической системе, и для американской демократии розовый цвет — это новый боевой клич.

— говорит Эндрю Бернстайн, помощник профессора Линнского университета в интервью The Guardian.

Известные артисты и политики, к примеру, Кэрри Вашингтон, Эми Шумер, Зои Салдана, публикуют в соцсетях свои фото в розовых брючных костюмах. Так они поддерживают коллекцию организации Supermajority, которая занимается пропагандой гендерного равенства и поощряет женщин участвовать в политике.

Хилари Клинтон, которая еще в середине 90-х выступала в Пекине с речью о правах женщин в розовом костюме, тоже опубликовала в своем инстаграме пост в поддержку Supermajority, сказав, что обожает эти брючные костюмы для сильных женщин.

Читать по теме:СтильСамый яркий розовый: как носить фуксию в 2020